Законопроект № 373128-6
П Е Р Е Ч Е Н Ь
актов федерального законодательства, подлежащих
признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
(в части установления гарантий на предоставление прежней работы (должности) работникам, уволенным в связи с призывом на военную службу или направлением на альтернативную гражданскую службу)
Принятие указанного федерального закона признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия законодательных актов Российской Федерации не потребует.
ЧЛЕН СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
103426, Москва, Б.Дмитровка, 26
(____(___________________2013 г.
№_____________________
Председателю Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации
С.Е. НАРЫШКИНУ
Уважаемый Сергей Евгеньевич!
На основании статьи 104 Конституции Российской Федерации вношу на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в качестве законодательной инициативы проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части установления гарантий на предоставление прежней работы (должности) работникам, уволенным в связи с призывом на военную службу или направлением на альтернативную гражданскую службу).
Приложение:
1. Проект федерального закона на 4 л. в 1 экз.
2. Пояснительная записка к законопроекту на 5 л. в 1 экз.
3. Финансово-экономическое обоснование законопроекта на 1 л. в 1 экз.
4. Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона на 1 л. в 1 экз.
5. Копии приложений на магнитном носителе, 1 дискета формата 3,5”;
6. Копия Заключения Правительства Российской Федерации от 5 июня 2013 года № 3085 п-П12 на 2 л. в 1 экз.
Всего 13 л.
С уважением,
В.А. Озеров
Исп.: Лемешев С.В., тел.: (495) 986 6825.
Проект
Вносит член
Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
В.А. Озеров
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации
Статья 1.
Внести в Трудовой кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 3; 2006, № 27, ст. 2878; 2008, № 9, ст. 812; 2011, № 45, ст. 6335; 2013, № 27, ст. 3477) следующие изменения:
1) часть первую статьи 59 изложить в следующей редакции:
"Срочный трудовой договор заключается:
на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, за которым в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором сохраняется место работы;
на время выполнения временных (до двух месяцев) работ;
на время исполнения работы, ранее исполнявшейся работником, призванным на военную службу или направленным на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу, и одного месяца после окончания срока военной службы по призыву или срока заменяющей ее альтернативной гражданской службы данного работника, предусмотренных соответствующими федеральными законами;
для выполнения сезонных работ, когда в силу природных условий работа может производиться только в течение определенного периода (сезона);
с лицами, направляемыми на работу за границу;
для проведения работ, выходящих за рамки обычной деятельности работодателя (реконструкция, монтажные, пусконаладочные и другие работы), а также работ, связанных с заведомо временным (до одного года) расширением производства или объема оказываемых услуг;
с лицами, поступающими на работу в организации, созданные на заведомо определенный период или для выполнения заведомо определенной работы;
с лицами, принимаемыми для выполнения заведомо определенной работы в случаях, когда ее завершение не может быть определено конкретной датой;
для выполнения работ, непосредственно связанных со стажировкой и с профессиональным обучением работника;
в случаях избрания на определенный срок в состав выборного органа или на выборную должность на оплачиваемую работу, а также поступления на работу, связанную с непосредственным обеспечением деятельности членов избираемых органов или должностных лиц в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в политических партиях и других общественных объединениях;
с лицами, направленными органами службы занятости населения на работы временного характера и общественные работы;
с гражданами, направленными для прохождения альтернативной гражданской службы;
в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами.";
2) главу 25 дополнить новой статьей 1721 следующего содержания:
"Статья 1721. Гарантии работникам, уволенным в связи с призывом на военную службу или направлением на альтернативную гражданскую службу
Работники, уволенные в связи с призывом на военную службу или направлением на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу, в течение месяца после окончания срока службы имеют право на предоставление прежней работы (должности), за исключением случаев ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуального предпринимателя."
Статья 2.
Внести в пункт 5 статьи 23 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 22, ст. 2331; 2002, № 26, ст. 2521; 2003, № 46, ст. 4437; 2004, № 35, ст. 3607; 2009, № 7, ст. 769; № 30, ст. 3739; 2011, № 46, ст. 6407; 2013, № 27, ст. 3477) следующие изменения:
1) абзац третий изложить в следующей редакции:
"предоставление гражданам, работавшим до поступления на военную службу в государственных организациях, в течение трех месяцев после увольнения с военной службы права поступления на работу в те же организации;";
2) дополнить абзацем четвертым следующего содержания:
"предоставление гражданам, работавшим до призыва на военную службу, в течение одного месяца после увольнения с военной службы по призыву прежней работы (должности), за исключением случаев ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуального предпринимателя;";
3) абзацы пятый - одиннадцатый считать соответственно абзацами шестым - тринадцатым.
Статья 3.
Пункт 4 статьи 19 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 30, ст. 3030; 2004, № 35, ст. 3607) изложить в следующей редакции:
"Гражданин, работавший до направления на альтернативную гражданскую службу, в течение одного месяца после его увольнения с альтернативной гражданской службы имеет право на предоставление прежней работы (должности), за исключением случаев ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуального предпринимателя.".
Статья 4.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации
Члену Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.А.Озерову
Государственная Дума
Федерального Собрания
Российской Федерации
На № 30-17/ВО от 13 февраля 2013 г.
З А К Л Ю Ч Е Н И Е
на проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", вносимый в Государственную Думу членом Совета Федерации В.А.Озеровым
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона (далее - законопроект).
Законопроектом предлагается внести в Трудовой кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и Федеральный закон "Об альтернативной гражданской службе" изменения, предусматривающие, что граждане, работавшие до призыва на военную службу или на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу, имеют право трудоустроиться в течение одного месяца после увольнения с военной службы по призыву либо альтернативной гражданской службы на прежнюю работу (должность), за исключением случаев ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуального предпринимателя.
Предлагаемые законопроектом изменения устанавливают возможность возвращения указанных лиц на прежнюю работу (должность) в организации любых организационно-правовых форм, а также и к индивидуальным предпринимателям.
Однако возложение на работодателя обязанности сохранять конкретную должность за указанной категорией граждан приведет к ограничению прав работодателя на осуществление эффективной предпринимательской и иной экономической деятельности, рациональное управление имуществом, а также принятие необходимых кадровых решений.
Также указанные изменения могут привести к дискриминации работников с более высокой производительностью труда и квалификацией по сравнению с гражданами, претендующими на трудоустройство после окончания военной службы по призыву или альтернативной гражданской службы.
Правительство Российской Федерации ранее высказало свою позицию по аналогичной законодательной инициативе члена Совета Федерации В.А.Озерова (проект федерального закона № 43850-6) и направило
в Государственную Думу отрицательный официальный отзыв (от 1 августа 2012 г. № 3840п-П12). Данная позиция должна быть учтена при рассмотрении вопроса о продолжении работы над законопроектом.
Заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации -
Руководитель Аппарата Правительства
Российской Федерации С.Приходько
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации»
(в части установления гарантий на предоставление прежней работы (должности) работникам, уволенным в связи с призывом на военную службу или
направлением на альтернативную гражданскую службу)
Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - проект) подготовлен в интересах выполнения положений Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 604 «О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации», предусматривающего внесение в законодательство Российской Федерации изменений, направленных на реализацию мер по повышению престижа и привлекательности военной службы.
В законопроекте учтены предложения, поступившие от профессиональных союзов работников угольной промышленности, представителей правозащитных организаций, уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации, из законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Проект направлен на регулирование отношений, возникающих в сфере реализации прав граждан, призванных на военную службу либо направленных на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу, на трудоустройство после окончания военной службы по призыву и альтернативной гражданской службы.
Цель законопроекта – повышение престижа и привлекательности военной службы по призыву посредством укрепления социально-правового статуса граждан, призванных на военную службу и исполняющих долг и обязанности по защите Отечества в соответствии со статьей 59 Конституции Российской Федерации, а также направленных на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу, путем закрепления гарантии предоставления прежней работы (должности) в течение месяца после окончания срока соответствующей службы.
Законопроектом предлагается:
1) Учитывая, что гарантии и компенсации работникам при исполнении ими государственных или общественных обязанностей устанавливаются в соответствии с главой 25 Трудового кодекса Российской Федерации (статьи 170-172), внести норму о предоставлении работникам, уволенным в связи с призывом на военную службу или замещающую ее альтернативную гражданскую службу, прежней работы (должности) после окончания срока прохождения службы, в виде новой статьи 1721 следующего содержания:
"Статья 1721. Гарантии работникам, уволенным в связи с призывом на военную службу или направлением на альтернативную гражданскую службу
Работники, уволенные в связи с призывом на военную службу или направлением на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу, в течение месяца после окончания срока службы имеют право на предоставление прежней работы (должности), за исключением случаев ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуального предпринимателя."
Реализация данного положения, по мнению авторов законодательной инициативы, позволит с одной стороны, предоставить гарантию трудоустройства гражданам, прошедшим военную службу по призыву либо заменяющую ее альтернативную гражданскую службу, а, с другой стороны, – стимулировать развитие рынка труда в отношении указанных категорий граждан.
2) Установить правовой механизм реализации данной правовой новации путем внесения изменения в статью 59 «Срочный трудовой договор» Трудового кодекса Российской Федерации. В частности, предоставление работодателю права принять на освободившееся место работы (должность) другого работника, заключив с ним срочный трудовой договор (контракт) на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, призванного на военную службу или направленного на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу, и на один месяц после окончания срока военной службы по призыву или срока заменяющей ее альтернативной гражданской службы данного работника, предусмотренных соответствующими федеральными законами.
3) Внести соответствующие изменения в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе», которые обеспечат нормативную определенность в регулировании правоотношений с учетом предлагаемой новации.
Действующей редакцией абзаца третьего пункта 5 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и пункта 4 статьи 19 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе" предусмотрено сохранение права на поступление на работу в те же государственные (при прохождении альтернативной гражданской службы – государственные и муниципальные) организации в течение трех месяцев после увольнения с военной (альтернативной) службы.
Учитывая положения данной статьи, новации, предлагаемые законопроектом, с одной стороны, расширяют перечень организаций, в которые граждане имеют право вернуться на работу по окончании военной службы по призыву или альтернативной гражданской службы и тем самым улучшают их правовое положение. С другой стороны, – предлагаемая редакция и дополнение в пункт 5 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" оставляют за гражданами, поступившими на военную службу (по контракту) право, закрепленное в действующем законодательстве.
При конструировании предлагаемых норм авторы проекта принимали во внимание следующие обстоятельства:
- потребность уравнивания возможностей в реализации права на труд граждан, подлежащих призыву на военную службу, граждан, не подлежащих призыву по тем или иным основаниям, а также граждан, которые прошли военную службу по призыву или альтернативную гражданскую службу;
- обеспечение условий на свободное трудоустройство по завершении военной службы или альтернативной службы;
- необходимость учета прав работодателя путем ограничения во времени действия нормы сроком военной службы по призыву или сроком заменяющей ее альтернативной гражданской службы соответствующего работника, а также сроком в один месяц с момента окончания соответствующей службы, что, с одной стороны, позволяет предоставить гражданину время для отдыха (поскольку отпуск для военнослужащих по призыву не предусмотрен), а, с другой стороны, – свободу действий работодателя в отношении дальнейшего использования механизма реализации данной гарантии в случае, если указанный выше гражданин не сочтет необходимым возвращаться на прежнее место работы (должность);
- необходимость снижения количества уклонений от военной службы среди граждан, подлежащих призыву на военную службу по окончании действия оснований для отсрочки от призыва (в первую очередь, для получения среднего и высшего профессионального образования, а также послевузовского образования), устроившихся работать по специальности и опасающихся потерять работу.
Учитывая вышеизложенное, а также высокую актуальность проблем, связанных с укомплектованностью Вооруженных Сил Российской Федерации законопроект вносится в Государственную Думу повторно.
На данный законопроект получено заключение Правительства Российской Федерации от 5 июня 2013 года № 3085 п-П12, в котором изложено отрицательное отношение к законодательной инициативе.
В качестве аргументов против сохранения возможности гражданину, проходящему военную службу по призыву, вернуться на прежнее место работы, приведены мнения, учитывающие интересы работодателей из числа предпринимателей.
Полагаем, что позиция, изложенная в Заключении Правительства Российской Федерации, односторонняя и не отражает общественного и государственного значения военной службы по призыву, основана на доводах учитывающих интересы той части российского общества, которая защиту Отечества не рассматривает в качестве необходимого условия сохранения целостности и неприкосновенности государства, экономического, социального и культурного развития Российской Федерации.
В данной связи авторы законопроекта полагают, что предлагаемые проектом новации:
- способствуют укреплению основ конституционного строя и реализации норм, закрепленных в ст. 7 Конституции Российской Федерации, согласно п.1 которой «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека»;
- повышают уровень социальной ответственности субъектов трудовых отношений в части реализации положений ст. 59 Конституции Российской Федерации, согласно п.1 которой «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации»;
- не приводят к ограничению прав работодателя на осуществление эффективной предпринимательской и иной экономической деятельности, законодательно устанавливая правовой механизм реализации норм законопроекта в целях регулирования процедур принятия необходимых кадровых решений;
- не накладывают на работодателя дополнительные финансовые обязательства ни перед государством, ни перед работником.
Нормы законопроекта создают условия для повышения престижа и привлекательности военной службы.
Принятие законопроекта позитивно скажется на реализации права граждан на труд и обязанности граждан по защите Отечества, будет способствовать повышению социально-правового статуса военнослужащих по призыву, снижению социального неравенства среди граждан Российской Федерации.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
(в части установления гарантий на предоставление прежней работы (должности) работникам, уволенным в связи с призывом на военную службу или направлением на альтернативную гражданскую службу)
Принятие федерального закона не влечет изменение финансовых обязательств государства и его реализация не потребует расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.