Законопроект № 390257-6
Председателю Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей
Е. Б. МИЗУЛИНОЙ
На № вн. 3.6-6/882 от 25 ноября 2013 года
Уважаемая Елена Борисовна!
Рассмотрев проект федерального закона № 390257-6 «О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации в части восстановления усыновителей в родительских правах», внесенный депутатами Государственной Думы Е.Б. Мизулиной, О.Ю. Баталиной, О.Г. Борзовой и другими, на его соответствие требованиям статьи 104 Конституции Российской Федерации и статьи 105 Регламента Государственной Думы, сообщаем, что необходимость получения заключения Правительства Российской Федерации на представленный законопроект не усматривается, и он соответствует требования статьи 105 Регламента Государственной Думы
Исполняющий обязанности
начальника управления М.В. Деменков
Исполнители: А.В. Руденко, тел. 692-79-67, Е.В. Пашкова, тел. 692-44-69
проект
РЕШЕНИЕ
Совета Государственной Думы
от «___»_______________2013 г.
О проекте федерального закона № 390257-6
«О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации в части восстановления усыновителей в родительских правах»
внесен депутатами Государственной Думы Е.Б.Мизулиной, О.Ю.Баталиной, О.Г.Борзовой, Е.Н.Сенаторовой, И.В.Соколовой, Р.В.Кармазиной, В.В.Ивановым, З.Я.Рахматуллиной, М.М.Бариевым
Принято решение:
1. Назначить Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей ответственным по законопроекту.
2. Включить указанный проект федерального закона в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы в период весенней сессии 2014 года (апрель).
3. Направить законопроект Президенту Российской Федерации, в комитеты и комиссии Государственной Думы, во фракции в Государственной Думе, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Счетную плату Российской Федерации, Общественную палату Российской Федерации, законодательные (представительные) и высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации для подготовки отзывов, предложений и замечаний, а в Правовое управление Аппарата Государственной Думы для подготовки заключения.
4. Установить срок представления в Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей отзывов, предложений и замечаний до 27 января 2013 года.
5. Установить срок подготовки законопроекта к рассмотрению Государственной Думой в первом чтении – апрель 2014 года.
Председатель Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Совет Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
В соответствии с частью третьей статьи 107 Регламента Государственной Думы вносим на рассмотрение Совета Государственной Думы проект федерального закона № 390257-6 «О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации в части восстановления усыновителей в родительских правах», внесенный депутатами Государственной Думы Е.Б.Мизулиной, О.Ю.Баталиной, О.Г.Борзовой, Е.Н.Сенаторовой, И.В.Соколовой, Р.В.Кармазиной, В.В.Ивановым, З.Я.Рахматуллиной, М.М.Бариевым.
Электронные копии документов и материалов по указанному законопроекту размещены в АСОЗД 11 декабря 2013 года.
Приложения: на л. в 1 экз.
Председатель Комитета Е.Б.Мизулина
Исп. Позднякова Е.А. 8-495-692-36-38
проект
О проекте федерального закона № 390257-6
«О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации в части восстановления усыновителей в родительских правах»
внесен депутатами Государственной Думы Е.Б.Мизулиной, О.Ю.Баталиной, О.Г.Борзовой, Е.Н.Сенаторовой, И.В.Соколовой, Р.В.Кармазиной, В.В.Ивановым, З.Я.Рахматуллиной, М.М.Бариевым
Рассмотрев указанный проект федерального закона, Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей р е ш и л:
1. Считать проект федерального закона № 390257-6 «О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации в части восстановления усыновителей в родительских правах», внесенный депутатами Государственной Думы Е.Б.Мизулиной, О.Ю.Баталиной, О.Г.Борзовой, Е.Н.Сенаторовой, И.В.Соколовой, Р.В.Кармазиной, В.В.Ивановым, З.Я.Рахматуллиной, М.М.Бариевым, соответствующим части третьей статьи 104 Конституции Российской Федерации и статье 105 Регламента Государственной Думы.
2. Предложить Совету Государственной Думы принять следующее решение:
направить указанный проект федерального закона Президенту Российской Федерации, в комитеты и комиссии Государственной Думы, фракции в Государственной Думе, Совет Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации, Правительство Российской Федерации, Счетную палату Российской Федерации, Общественную палату Российской Федерации, законодательные (представительные) и высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации для подготовки отзывов, предложений и замечаний, а также на заключение в Правовое управление Аппарата Государственной Думы;
назначить ответственным в работе над проектом федерального закона Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей;
отзывы, предложения и замечания направить в Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей до 27 января 2013 года;
Комитету Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей с учетом поступивших отзывов, предложений и замечаний подготовить указанный проект федерального закона к рассмотрению Государственной Думой;
включить указанный проект федерального закона в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы в период весенней сессии 2014 года (апрель).
3. Направить настоящее Решение, законопроект и материалы к нему на рассмотрение Совета Государственной Думы.
Председатель Комитета Е.Б.Мизулина
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
к проекту федерального закона
«О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации в части восстановления усыновителей в родительских правах»
Принятие и реализация федерального закона «О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации в части восстановления усыновителей в родительских правах» не потребуют дополнительных расходов из федерального бюджета.
ПЕРЕЧЕНЬ
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона «О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации в части восстановления усыновителей в родительских правах»
Принятие федерального закона «О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации в части восстановления усыновителей в родительских правах» не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу иных законодательных актов.
Председателю
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
С.Е.НАРЫШКИНУ
Уважаемый Сергей Евгеньевич!
На основании статьи 104 Конституции Российской Федерации вносим на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в качестве законодательной инициативы проект федерального закона «О внесении изменений в Семейный кодекс
Российской Федерации в части восстановления усыновителей
в родительских правах».
Приложения:
- текст законопроекта на 3 л.;
- пояснительная записка к законопроекту на 3 л.;
- финансово-экономическое обоснование к законопроекту на 1 л.;
- перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, или принятию в связи с принятием данного законопроекта на 1 л.;
- копия текста законопроекта и материалов к нему на магнитном носителе.
Депутаты
Государственной Думы
Е.Б.Мизулина
О.Ю.Баталина
Исп. Позднякова Е.А.
Депутаты
Государственной Думы О.Г.Борзова
Е.Н.Сенаторова
И.В. Соколова
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации в части восстановления усыновителей в родительских правах»
Предлагаемый проект федерального закона «О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации в части восстановления усыновителей в родительских правах» направлен на совершенствование правового регулирования правоотношений, складывающихся между усыновителями и усыновленным ребенком.
Согласно статистическим сведениям по форме федерального статистического наблюдения № 103-РИК в 2010 году отменено 76 решений о передаче ребенка на воспитание в семью, из них в 20 случаях усыновление отменено в связи с ненадлежащим выполнением усыновителями обязанностей по воспитанию детей, 49 случаев отмены усыновления произошло по инициативе усыновителей. В 2011 году отменено уже 114 решений о передаче ребенка на воспитание в семью, из них 29 в связи с ненадлежащим выполнением усыновителями обязанностей по воспитанию детей, 63 решения отменено по инициативе усыновителей, опекунов, попечителей, приемных или патронатных родителей.
Помещение ребенка в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – это, безусловно, серьезная психологическая травма. Возврат ребенка в соответствующую организацию для детей-сирот в случае отмены усыновления – дополнительный стресс для психики ребенка, который может отразиться на его дальнейшей жизни. Представляется, что отмена усыновления (как и лишение родительских прав) – это крайняя мера. Усыновителям должен быть дан шанс сохранить семью, в случаях, когда это отвечает интересам ребенка. Последствия отмены усыновления носят необратимый характер. Так, например, бывшие усыновители, если усыновление отменено судом по их вине уже не смогут усыновить или принять ребенка под опеку (попечительство). В отличие от родителей, лишенных родительских прав, усыновители не могут быть восстановлены в родительских правах. Предлагаемые в проекте федерального закона нормы с учетом интересов ребенка позволят избежать радикальных решений и сохранить ребенку семью.
Законопроектом предлагается внести изменения в Семейный кодекс Российской Федерации и закрепить нормы, позволяющие судам рассматривать дела о восстановлении в родительских правах усыновителей. В действующей редакции возможность восстановления в родительских правах бывших усыновителей не предусмотрена. Верховный Суд Российской Федерации в своем определении от 05.09.2012 года № 5-КФ12-2512 указал на то, что применительно к восстановлению в правах усыновителя аналогия права применена быть не может, так как правовые основания и последствия отмены усыновления не совпадают с последствиями и основанием лишения либо ограничения родительских прав.
Таким образом, у детей, в случае отмены усыновления, отсутствует возможность возврата в семью бывшего усыновителя. При этом необходимо учитывать, что на практике возникают ситуации, когда судом производится отмена усыновления в связи с обстоятельствами, наступление которых явилось трагической случайностью или стечением обстоятельств, а отсутствие вины усыновителя устанавливается уже после вынесения решения суда об отмене усыновления. Так, например, в июне 2009 года судом было отменено усыновление детей А.П.Агеевым. В ноябре 2010 года суд признал А.П.Агеева невиновным в совершении умышленного преступления в отношении усыновленного ребенка. К сожалению, все дальнейшие действия А.П.Агеева направленные на восстановление его в родительских правах усыновителя оказались безрезультатными. Решением районного суда
г. Москвы в августе 2011 года истцу было отказано в удовлетворении искового заявления о восстановлении в родительских правах, определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда в феврале 2012 года истцу отказано в удовлетворении кассационной жалобы с просьбой о направлении дела на повторное рассмотрение, решение суда первой инстанции оставлено без изменения. Определением судьи Московского городского в июне 2012 года и определением судьи Верховного Суда РФ в сентябре 2012 года Г.А.Агееву также было отказано в удовлетворении кассационных (надзорных) жалоб.
Вместе с тем специалистами учреждения, где воспитываются дети, установлено, что общение с Г.А.Агеевым, которого дети считают родным отцом, способствует их гармоничному развитию, они остро нуждаются в родительской ласке и отеческой заботе, стремятся домой, проживание в отрыве от своей семьи наносит им глубокую психологическую травму.
Реализация положений, содержащихся в указанном проекте федерального закона, позволит сохранить семейное воспитание для детей уже однажды лишившихся родительского попечения.
Вносится Депутатами
Государственной Думы
Е.Б. Мизулиной,
О.Ю. Баталиной,
О.Г.Борзовой,
Е.Н.Сенаторовой,
И.В.Соколовой
Проект
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в Семейный кодекс
Российской Федерации в части восстановления усыновителей
в родительских правах
В Семейный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 1, ст. 16; 1997, № 46, ст. 5243; 1998, № 26,
ст. 3014; 2000, № 2, ст. 153; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 1, ст. 11; 2006, № 23, ст. 2378; 2006, № 52, ст. 5497; 2007, № 1, ст. 21; 2007, № 30, ст. 3808; 2008,
№ 17, ст. 1756; 2008, № 27, ст. 3124; 2010, № 52, ст. 7001; 2011, № 19, ст. 2715; 2011, № 49, ст. 7029; 2011, № 49, ст. 7041; 2012, № 47, ст. 6394) внести следующие изменения:
1) статью 143 дополнить пунктом 5 следующего содержания:
«5. Последующее усыновление ребенка в случае отмены усыновления ребенка допускается не ранее истечения шести месяцев со дня вынесения решения суда об отмене усыновления ребенка»;
2) дополнить статьей 144.1 следующего содержания:
«Статья 144.1.
Восстановление усыновителя в родительских
правах
1. Усыновители (один из них) могут быть восстановлены в родительских правах в случаях, если они изменили поведение, образ жизни и (или) отношения к воспитанию ребенка, и (или) отпали основания в силу которых усыновление ребенка было отменено.
2. Восстановление усыновителя в родительских правах осуществляется в судебном порядке по заявлению бывшего усыновителя. Дела о восстановлении усыновителя в родительских правах рассматриваются с участием органа опеки и попечительства, а также прокурора.
3. Одновременно с заявлением усыновителей (одного из них) о восстановлении в родительских правах может быть рассмотрено требование о возврате ребенка усыновителям (одному из них).
4. Суд вправе с учетом мнения ребенка отказать в удовлетворении иска усыновителей (одного из них) о восстановлении в родительских правах, если восстановление в родительских правах противоречит интересам ребенка.
Восстановление усыновителей в родительских правах в отношении ребенка, достигшего возраста десяти лет, возможно только с его согласия.
Не допускается восстановление родительских прав усыновителя, если на момент подачи им заявления о восстановлении в родительских правах родители ребенка (один из них) восстановлены в родительских правах или если ребенок усыновлен другими лицами и усыновление не отменено (статья 140 настоящего Кодекса).
5. В течение трех дней со дня вступления в законную силу решения суда о восстановлении усыновителей в родительских правах суд направляет выписку из такого решения суда в орган записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации усыновления.».
Президент
Российской Федерации