1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>
2013

Законопроект № 403815-6

Председателю Комитета
Государственной  Думы
по гражданскому, уголовному,
арбитражному и процессуальному
законодательству
П.В.КРАШЕНИННИКОВУ


На № вн. 3.3-6/1347
от 11 декабря 2013 года


Уважаемый Павел Владимирович!

Рассмотрев проект федерального закона № 403815-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях установления ответственности за публичные призывы к действиям, направленным на нарушение территориальной целостности Российской Федерации», внесенный депутатами Государственной Думы Г.А.Зюгановым, И.И.Мельниковым, Ю.П.Синельщиковым и другими, на  предмет его соответствия требованиям части 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации и пункта «д» части 1 статьи 105 Регламента Государственной Думы, сообщаем, что необходимости получения на данный законопроект заключения Правительства Российской Федерации не усматривается.

Исполняющий обязанности                                                                                     
начальника управления                                                                   М.В.Деменков


Исп. Дубровский А.А., тел.: 982-2181
Киракозов Р.С.,              692-0160



Заместитель
Председателя Верховного Суда
Российской Федерации
Поварская ул., д. 15, Москва, 121260
27.11.2013        № 2-ВС-5196/13

Депутату Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
И.И. Мельникову

На№ИМ-2/868/3311б от 25.10.2013
ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТЗЫВ
на проект федерального закона «О внесении изменений
в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях
установления ответственности за публичные призывы к действиям,
направленным на нарушение территориальной целостности
Российской Федерации»
В соответствии со статьёй 8 Федерального закона «О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации» представленный проект федерального закона рассмотрен в Верховном Суде Российской Федерации в части внесения изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации.
Законопроектом предлагается дополнить Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК РФ) статьёй 2801 «Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации».
Действующий уголовный закон не предусматривает совершение деяний, связанных с публичными призывами к нарушению территориальной целостности Российской Федерации, в качестве самостоятельного состава преступления. Однако преступность и наказуемость указанных деяний законодательством определена.
Исходя из положений статьи 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», деятельность, направленная на нарушение целостности территории Российской Федерации, признается одной из форм экстремизма. Ввиду этого деяние, за которое предлагается установить ответственность в проектной статье 2801 УК РФ, охватывается   статьёй   280   УК   РФ   в   действующей   редакции,   которой
2
установлена ответственность за публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности. (Статья 280 УК РФ является бланкетной, следовательно, при установлении направленности призывов необходимо учитывать положения Федерального закона от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».)
Следует отметить, что предусмотренное частью первой статьи 280 УК РФ максимальное наказание в виде штрафа (до трёхсот тысяч рублей), а также в виде лишения свободы (до трёх лет) соответствует размерам и срокам наказания, предложенного санкцией проектной статьи 2801 УК РФ. Между тем за указанные деяния, совершённые с использованием средств массовой информации, частью второй статьи 280 УК РФ предусмотрена повышенная ответственность (максимальное наказанием в виде лишения свободы - на срок до пяти лет).
При таких обстоятельствах проектная статья 2801 УК РФ будет являться специальной нормой по отношению к статье 280 УК РФ. Причём в ряде случаев она будет рассматриваться как привилегированная, поскольку предусматривает менее строгую ответственность за публичные призывы к нарушению территориальной целостности Российской Федерации, совершённые с использованием средств массовой информации. Однако такое положение вещей, к которому приведёт реализация законопроекта, не согласуется с концепцией законопроекта, изложенной в пояснительной записке.
В связи с изложенным представленный законопроект может быть поддержан Верховным Судом Российской Федерации при условии учёта высказанного замечания.

А.А. Толкаченко

Совет Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

В соответствии с частью третьей статьи 107 Регламента Государственной Думы вносим на рассмотрение Совета Государственной Думы проект федерального закона № 403815-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях установления ответственности за публичные призывы к действиям, направленным на нарушение территориальной целостности Российской Федерации», внесенный депутатами Государственной Думы Г.А.Зюгановым, И.И.Мельниковым, Ю.П.Синельщиковым, В.Г.Соловьевым, В.Ф.Рашкиным, Д.Н.Вороненковым, А.Д.Куликовым, Д.Г.Новиковым, Комитет считает, что указанный законопроект соответствует части третьей статьи 104 Конституции Российской Федерации и статье 105 Регламента Государственной Думы и предлагает принять его к рассмотрению Государственной Думой.
Тематический блок – Государственное строительство и конституционные права граждан.
Электронные копии документов и материалов по указанному законопроекту размещены в АСОЗД ________2013 года.

Приложения:   на ____л. в 1 экз.

Председатель Комитета
П.В. Крашенинников

исп. Лаврентьева С.И..
тел. 692-54-16


О проекте федерального закона 403815-6
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях установления ответственности за публичные призывы к действиям, направленным на нарушение территориальной целостности Российской Федерации»

внесен депутатами Государственной Думы  
Г.А.Зюгановым, И.И.Мельниковым, Ю.П.Синельщиковым, В.Г.Соловьевым, В.Ф.Рашкиным, Д.Н.Вороненковым, А.Д.Куликовым, Д.Г.Новиковым

Рассмотрев указанный проект федерального закона Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству решил:
1. Считать проект федерального закона № 403815-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях установления ответственности за публичные призывы к действиям, направленным на нарушение территориальной целостности Российской Федерации» соответствующим части третьей статьи 104 Конституции Российской Федерации и статье 105 Регламента Государственной Думы.
2. Предложить Совету Государственной Думы принять следующее решение:
назначить Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству ответственным по законопроекту;
включить указанный проект федерального закона в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы в период осенней сессии 2013 года (декабрь);
направить законопроект в комитеты и комиссии Государственной Думы, во фракции в Государственной Думе, Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Счетную палату Российской Федерации, Общественную палату Российской Федерации для подготовки отзывов, предложений и замечаний, а также в Правовое управление Аппарата Государственной Думы для подготовки заключения;
установить срок представления в Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству отзывов, предложений и замечаний до 13 декабря 2013 года,
установить срок подготовки законопроекта к рассмотрению Государственной Думой в первом чтении – декабрь 2013 года.
3. Направить настоящее Решение, законопроект и материалы к нему на рассмотрение Совета Государственной Думы.

Председатель Комитета

П.В. Крашенинников



Проект

РЕШЕНИЕ
СОВЕТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

О проекте федерального закона №403815-6
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях установления ответственности за публичные призывы к действиям, направленным на нарушение территориальной целостности Российской Федерации»

внесен депутатами Государственной Думы
Г.А.Зюгановым, И.И.Мельниковым, Ю.П.Синельщиковым, В.Г.Соловьевым, В.Ф.Рашкиным, Д.Н.Вороненковым, А.Д.Куликовым, Д.Г.Новиковым

Принято решение:

1. Назначить Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству ответственным по законопроекту.
2. Включить указанный проект федерального закона в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы в период осенней  сессии 2013 года (декабрь).
3. Направить законопроект в комитеты и комиссии Государственной Думы, во фракции в Государственной Думе, Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Счетную палату Российской Федерации, Общественную палату Российской Федерации для подготовки отзывов, предложений и замечаний, а также в Правовое управление Аппарата Государственной Думы для подготовки заключения.
4. Установить срок представления в Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству отзывов, предложений и замечаний до 13 декабря 2013г.
5. Установить срок подготовки законопроекта к рассмотрению  Государственной Думой в первом чтении – декабрь 2013г.

Председатель Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской  Федерации


Председателю
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
С.Е. Нарышкину

Уважаемый Сергей Евгеньевич!

На основании части 1 статьи 104 Конституции Российской Федерации вносим на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в качестве законодательной инициативы проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях установления ответственности за публичные призывы к действиям, направленным на нарушение территориальной целостности Российской Федерации». Текст указанного проекта федерального закона изменен с учетом мнений Правительства Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в их официальных отзывах.

Приложение: 1.    Текст законопроекта на 2 л.
2.    Пояснительная записка на 2 л.
3.    Финансово-экономическое обоснование на 1 л.
4.    Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием данного федерального закона на 1 л.
5.    Официальный отзыв Верховного Суда РФ на 2 л.
6.    Копия текста законопроекта и материалов к нему на магнитном носителе 1 шт.

Депутаты Государственной Думы:


Г.А. Зюганов
И.И. Мельников
Ю.П. Синельщиков
В.Г. Соловьев
Д.Н. Вороненков
А.Д. Куликов
Д.Г. Новиков
В.Ф. Рашкин


Депутату Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации

И.И.Мельникову

Государственная Дума
Федерального Собрания
Российской Федерации



На № ИМ-2/869/33118 от 15 ноября 2013 г.

ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТЗЫВ

на проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях установления ответственности за публичные призывы к действиям, направленным на нарушение территориальной целостности Российской Федерации", вносимый депутатами Государственной Думы Г.А.Зюгановым, И.И.Мельниковым и другими

Правительством Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроект направлен на совершенствование законодательства в части закрепления территориальной целостности государства в качестве самостоятельного объекта правовой охраны.
Согласно статье 1 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности" нарушение целостности Российской Федерации, а также публичные призывы к совершению указанного деяния представляют собой формы экстремизма.
Статьей 280 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК) предусмотрена уголовная ответственность за публичные призывы к  осуществлению экстремистской деятельности, а статьей 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) - административная ответственность за массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список таких материалов. Вместе с тем законопроект не содержит соответствующих изъятий из указанных норм в целях исключения распространения их действия на деяния, предусмотренные законопроектом.
Одновременно с этим предлагаемые законопроектом санкции за  преступления, предусматриваемые вводимой в УК статьей 2801, фактически совпадают с санкциями, предусмотренными статьей 280 УК, при этом ужесточение уголовной ответственности не  предусматривается.
Санкции предлагаемой законопроектом статьи 20.29.1 КоАП определены без учета положений статьи 3.5 КоАП, которой установлены максимальные размеры административных штрафов для субъектов правонарушений. Кроме того, законопроектом не определены органы и лица, наделенные полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных предлагаемой статьей 20.29.1 КоАП.
Правительство Российской Федерации поддерживает законопроект с учетом высказанных замечаний.


Заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации -
Руководитель Аппарата Правительства
Российской Федерации    С.Приходько

ПЕРЕЧЕНЬ

актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях установления ответственности за публичные призывы к действиям, направленным на нарушение территориальной целостности Российской Федерации»

Принятие федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях установления ответственности за публичные призывы к действиям, направленным на нарушение территориальной целостности Российской Федерации» не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях установления ответственности за публичные призывы к действиям, направленным на нарушение территориальной целостности Российской Федерации»

Одним из основных признаков государства является целостность его территории.  Принципы целостности и неприкосновенности государственной территории принадлежат к числу основных принципов современного международного права.
Согласно Декларации о принципах международного права, принятой 24 октября 1970 года Генеральной Ассамблеей ООН, «каждое государство должно воздерживаться от любых действий, направленных на частичное или полное нарушение национального единства территориальной целостности любого  другого государства или страны». В этом же международном акте устанавливается, что в действиях государств «ничто не должно истолковываться как санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели бы к расчленению или к частичному или полному нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных и независимых государств, соблюдающих в своих действиях принцип равноправия и самоопределения народов».    
Статья 71 (п. «б») Конституции Российской Федерации относит к исключительному ведению России территорию Российской Федерации. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию (п.1 ст.4 Конституции). Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность территории. Определение территории содержится в части 1 статьи 67 Конституции Российской Федерации, согласно которой «Территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними».
Принцип территориальной целостности гарантирует, во-первых, территориальное верховенство государства от посягательств извне; во-вторых, невозможность уступки Российской Федерацией, ее органами и должностными лицами части территории России иностранным государствам, иным организациям и лицам; в-третьих, невозможность выхода субъекта Российской Федерации из ее состава.
Следует заметить, что нормы, направленные на защиту территориального верховенства Российского государства, в действующем  УК РФ существуют. Так, в статье 2 УК РФ при определении задач уголовного законодательства в качестве объектов охраны называется конституционный строй Российской Федерации, мир и безопасность человечества. Целостность и неприкосновенность государства, согласно части 3 статьи 4 Конституции Российской Федерации относится к числу основ ее конституционного строя, как составная часть суверенитета. Таким образом, можно утверждать, что охрана территориальной целостности и неприкосновенности Российской Федерации является одной из задач отечественного уголовного законодательства.
В Уголовном кодексе РФ есть статьи Особенной части, которые могут обеспечивать охрану территориальной целостности России. Так, ответственность за приобретение территории путем угрозы силой или путем ее применения установлена в статье 353 УК РФ «Планирование, подготовка и развязывание агрессивной войны» и в статье 354 УК РФ «Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны». Ответственность за нарушение неприкосновенности государственной  границы определена в статье 323 УК РФ  «Противоправное изменение Государственной границы Российской Федерации». Ответственность за сепаратизм, инспирирование и поддержку сепаратистских движений предусмотрена в статье 279 УК РФ «Вооруженный мятеж», статье 280 УК РФ «Публичные призывы к осуществлению экстремисткой деятельности», статье 2822  УК РФ «Организация деятельности экстремистской организации».
Таким образом, территориальная целостность государства не рассматривается действующим российским уголовным законодательством в качестве самостоятельного объекта уголовно-правовой охраны. Она выступает лишь в качестве факультативного объекта, причинение вреда которому способно повысить степень общественной опасности того или иного преступления. Предлагаемый законопроект призван ликвидировать данный пробел.
Нормы, направленные на защиту территориальной целостности, есть в законодательствах других государств.
Предлагаемая в законопроекте статья 280.1 Уголовного кодекса РФ предусматривает ответственность за публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации с максимальным наказанием до пяти лет лишения свободы.
Вводимые нормы позволят предупреждать возможные сепаратистские тенденции и призывы к действиям по уступке частей территории России иностранным государствам, а также пресекать распространение сведений, оправдывающих эти действия.

Вносится депутатами Государственной Думы
Г.А.Зюгановым, И.И.Мельниковым, Ю.П.Синельщиковым,
В.Г.Соловьевым, В.Ф.Рашкиным, Д.Н.Вороненковым,
А.Д.Куликовым, Д.Г.Новиковым

Проект


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях установления ответственности за публичные призывы к действиям, направленным на нарушение территориальной целостности Российской Федерации


Статья 1

Внести в Уголовный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 25, ст. 2954; 1999, № 7,                  ст. 871; 2001, № 11, ст. 1002; 2003, № 50, ст. 4848; 2004, № 30, ст. 3091; 2007, № 31, ст. 4011; 2008, № 48, ст. 5513; 2009, № 52, ст. 6453; 2010, № 19,                  ст. 2289; 2011, № 11, ст. 1495; № 15, ст. 2039; № 19, ст. 2714; № 50, ст. 7362; 2012, № 10, ст. 1162) изменение, дополнив его статьей 280.1 следующего содержания:
«280.1.
Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации
1. Публичные призывы к осуществлению действий, направленных                     на нарушение территориальной целостности Российской Федерации, -
наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до трехсот часов, либо лишением свободы на срок до трех лет.
2. Те же деяния, совершенные с использованием средств массовой информации либо с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», -
наказываются обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов либо лишением свободы на срок до пяти лет.».

Статья 2

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 9 мая 2014 года.

Президент
Российской Федерации
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

к проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях установления ответственности за публичные призывы к действиям, направленным на нарушение территориальной целостности Российской Федерации»


Принятие федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях установления ответственности за публичные призывы к действиям, направленным на нарушение территориальной целостности Российской Федерации» не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.

Ошибка на сайте