1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>
2014

Законопроект № 429706-6

ПЕРЕЧЕНЬ
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда»

Принятие Федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» не потребует признания утратившими силу, приостановления или принятия иных актов федерального законодательства, а также внесения в них изменений или дополнений.

Председателю
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации

С.Е. НАРЫШКИНУ

Уважаемый Сергей Евгеньевич!

В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации вносим в Государственную Думу проект федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда».

Приложение:
1. Проект федерального закона на 2 л.
2. Пояснительная записка к законопроекту на 3 л.
3. Финансово-экономическое обоснование к законопроекту на 6 л.
4. Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона на 1 л.
5. Заключение Правительства Российской Федерации на 2 л.
6. Копии текста законопроекта и материалов к нему на магнитном носителе.

С уважением,    


Вносится депутатами
Государственной Думы
И.В.Лебедевым,
Я.Е.Ниловым,
А.Н.Свинцовым


Проект


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда»


Статья 1
Внести в Трудовой кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 3; 2004, № 35, ст. 3607; 2006, №12, ст. 1232; № 52, ст. 5497; 2007, № 16, ст. 1828) следующие изменения:
1) в части первой статьи 133 после слова «устанавливается» дополнить словами «в виде минимально допустимого почасового размера оплаты труда»;
2) в части первой статьи 135 после слов «оплаты труда» дополнить словами «и не может быть меньше, чем заработная плата, определенная исходя из минимально допустимого почасового размера оплаты труда, установленного федеральным законом.».
Статья 2
Внести в Федеральный закон от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ  «О минимальном размере оплаты труда» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 26, ст. 2729;  2002, № 18, ст. 1722; 2003, № 40, ст. 3818; 2005, № 1, ст. 24; 2007, № 17, ст. 1930; 2008, № 26, ст. 3010; 2011, № 23, ст. 3246; 2012, № 50, ст. 6955; 2013, № 49, ст. 6337) следующие изменения:
1) дополнить статью 1 словами следующего содержания:
«Установить минимальный почасовой размер оплаты труда с 1 января 2015 года в сумме 100 рублей за один час. Минимальный почасовой размер оплаты труда применяется только для исчисления оплаты труда работника. Применение минимального почасового размера оплаты труда для других целей не допускается.»;
2) в статье 2 после слова «минимальный» дополнить словом «почасовой»;
3) в статье 3 слова «регулирования оплаты труда и» - исключить.
Статья 3
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2015 года.
Президент
Российской Федерации

Депутату Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации

Я.Е.Нилову

Государственная Дума
Федерального Собрания
Российской Федерации


На № НЯЕ-2/31 от 10 июня 2013 г.


З А К Л Ю Ч Е Н И Е

на проект федерального закона "О внесении изменений в Трудовой
кодекс Российской Федерации и в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда", вносимый депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Я.Е.Ниловым

В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона с учетом представленного финансово-экономического обоснования (далее - законопроект).
Законопроектом предлагается ввести минимально допустимый почасовой размер оплаты труда, установив его начиная с 1 января 2014 г. в размере 100 рублей в час, с целью повышения минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ).
Таким образом, при нормальной продолжительности рабочего времени МРОТ увеличится по сравнению с установленным уровнем более чем в три раза и составит в месяц более 16 тыс. рублей.
Оценка последствий указанного роста МРОТ для экономики Российской Федерации в целом и для отдельных отраслей в материалах к законопроекту не представлена.
Предложенное законопроектом увеличение МРОТ более чем в три раза негативно отразится на экономической ситуации организаций с высокой долей работников, средняя заработная плата которых ниже 16 тысяч рублей.
Кроме того, увеличение МРОТ потребует дополнительных расходов бюджетов всех уровней. При этом наибольшая нагрузка придется на муниципальные бюджеты, так как среднемесячная заработная плата работников муниципальных учреждений существенно ниже уровня заработной платы работников учреждений, финансируемых из бюджетов других уровней.
При этом потребность консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в дополнительных ассигнованиях на оплату труда работников государственных (муниципальных) учреждений в регионах и оценка увеличения объема межбюджетных трансфертов в связи с возможным принятием законопроекта в финансово-экономическом обосновании не представлены, что не отвечает требованиям статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Следует отметить, что календарные месяцы различаются по фонду рабочего времени. Следовательно, работник, которому установлена часовая тарифная ставка, будет ежемесячно получать разный размер заработной платы в зависимости от числа отработанных часов в течение календарного месяца. Если же работнику установлен размер месячной тарифной ставки или оклад, то сумма выплаты не будет зависеть от числа рабочих часов в календарном месяце, но при этом ежемесячно будет меняться стоимость часа его рабочего времени.
Вместе с тем частью третьей статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) определено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже МРОТ.
При работе на условиях неполного рабочего времени оплата труда работника производится пропорционально отработанному им времени или в зависимости от выполненного им объема работ (часть вторая статьи 93 Кодекса).
Согласно статье 1331 Кодекса в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в  субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в  субъекте Российской Федерации может устанавливаться для работников, работающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учетом социально-экономических условий и  величины прожиточного минимума трудоспособного населения в  соответствующем субъекте Российской Федерации и не может быть ниже МРОТ, установленного федеральным законом.
Учитывая изложенное, Правительство Российской Федерации не поддерживает представленный проект федерального закона.


Заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации -
Руководитель Аппарата Правительства
Российской Федерации    С.Приходько
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда»


Одной из ключевых проблем реализации стратегии модернизационного развития страны является проблема активизации человеческого фактора. Главное в решении этой задачи состоит в доведении уровня оплаты труда работающих граждан нашей страны до уровня оплаты труда, соответствующего соотношению стоимости труда и стоимости материальных ресурсов в стоимости произведенных товаров, работ и услуг для индустриально развитых государств. Важнейшим показателем является доля ВВП, которая приходится на текущую заработную плату. По экспертным оценкам в Российской Федерации эта доля составляет 25-28%. В Германии, Франции, Швеции, Италии этот показатель почти в полтора – два раза больше и составляет 35-60%.
Очевидно, что для радикального изменения этих показателей в Российской Федерации в лучшую сторону необходимо принятие системных социальных и экономических мер. В то же время результаты исследований свидетельствуют о том, что труд в отдельных отраслях хозяйства недооценен. Рекомендации Европейского комитета по социальным правам устанавливают уровень бедности в 50% от средней заработной платы по стране, а минимальный размер оплаты труда – не менее 60% от средней заработной платы. По оценке Росстата, средняя начисленная заработная плата одного работника в России в ноябре 2012 года составила 27,607 тыс. руб. В сельском хозяйстве этот показатель в октябре 2012 года составил 14,722 тыс. руб., в обрабатывающих производствах - 25,121 тыс. руб., в рыболовстве - 29,024 тыс. руб., в добывающих отраслях экономики - 47,2 тыс. руб. Очень низок уровень оплаты труда в образовании и здравоохранении. Так, в образовании соответствующий показатель составляет 19,299 тыс. руб., а в здравоохранении и предоставлении социальных услуг населению – 20,664 тыс. руб. Даже если взять минимальный уровень оплаты труда в сельском хозяйстве и учесть повышение МРОТ с 1 января 2014 года до 5554 руб. в месяц, то отношение минимального уровня оплаты труда, установленного законом, к среднему уровню оплаты труда по стране составит лишь 35%.
Существенное значение для экономики имеет намеренное снижение работодателем оплаты труда до предельно низких, допускаемых действующим законодательством ставок. Такое снижение не только экономически не обосновано, но и позволяет, с одной стороны, получать необоснованно высокие прибыль и доход, а с другой стороны, обеспечивает «уход» от выплаты подоходного налога и социальных выплат. Во многих случаях заработная плата выдается в «конвертах».

Анализ данных Росстата показывает, что средний уровень заработной платы работника в субъектах Российской Федерации может отличаться в несколько раз. Такое различие в ряде случаев может быть объяснено разными климатическими условиями и требованиями законодательства об использовании повышающих «северных» коэффициентов. В то же время зафиксированы существенные различия в среднем уровне заработной платы в субъектах Российской Федерации, практически не отличающихся социально-экономическими, природными и климатическими условиями (Белгородская, Липецкая, Тамбовская и Брянская области и др.).
В сложившихся условиях одним из первых шагов в повышении минимального уровня оплаты труда должно являться законодательное закрепление минимального почасового уровня оплаты труда. Минимальный уровень оплаты труда устанавливается на уровне прожиточного минимума, определенного Правительством Российской Федерации, что не соответствует рекомендациям экспертов Международного бюро труда. В настоящее время установлен прожиточный минимум в 7372 руб. По оценкам экспертов Международного бюро труда минимальный почасовой уровень оплаты труда должен составлять не менее 3 долларов в час. В большинстве европейских стран установлен существенно более высокий уровень почасовой оплаты труда, чем в России. Так, например, в Германии, Испании, Словении, Хорватии этот уровень составляет от 18,7 до 5,0 евро. В соответствии с требованиями статьи 4 «Право на справедливое вознаграждение за труд» Европейской социальной хартии стороны, подписавшие хартию, должны признать право работников на вознаграждение за труд, которое позволит обеспечить им и их семьям достойный уровень жизни.
Для устранения указанных недостатков в проекте федерального закона предлагается ввести минимально допустимый почасовой уровень оплаты труда, установив его, начиная с 1 января 2015 года, в размере 100 рублей в час. При этом проектом федерального закона не предполагается использование этого параметра для иных целей, предусмотренных Федеральным законом от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (определения размера пособий по временной нетрудоспосбности, по беременности и родам и др.). Для этих целей, а также для иных целей обязательного социального страхования применяется, установленный в настоящее время законом, минимальный размер оплаты труда в сумме 5 554 рубля в месяц.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
к проекту федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда»

Настоящим законопроектом повышение почасовой оплаты труда предполагалось осуществить, начиная с 2014 года. В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации предлагаемый проект федерального закона был направлен 10 июня 2013 года на заключение Правительства Российской Федерации. Заключение Правительства Российской Федерации было получено 19 декабря 2013 года. В связи с тем, что Заключение Правительства Российской Федерации было представлено после принятия федерального бюджета на 2014 год, в настоящем финансово-экономическом обосновании приведены основные расчеты, исходя из условий 2014 года. Затем проведена их корректировка по отношению к условиям 2015 года, учитывая, что новое вступление федерального закона в силу в случае его принятия предусматривается с 1 января 2015 года.
Предлагаемое повышение почасовой оплаты труда в Российской Федерации до минимально допустимого уровня в 100 рублей потребует увеличения в федеральном бюджете 2015 года средств, направляемых на выплату денежного содержания государственных гражданских служащих и выплату заработной платы работникам предприятий и организаций федеральной формы собственности (в основном казенных и бюджетных организаций и отчасти автономных организаций).
Провести точные расчеты необходимых бюджетных средств не представляется возможным, поскольку по сведениям Федеральной службы государственной статистики (исх. № КЛ-07-1/22-ГД от 30.04.13 г.) получение исходных данных для расчета в полном объеме предполагает ведение персонифицированного учета. В настоящее время в Российской Федерации такой учет не ведется.
Поэтому в настоящем финансово-экономическом обосновании приведены результаты основных расчетов требуемых финансовых ресурсов к условиям проекта федерального бюджета на 2014 год, исходя из максимального возможного их объема. Объем указанных ресурсов определялся с использованием обобщенных данных Росстата о распределении численности работников организаций по размерам начисленной заработной платы (по данным выборочных обследований организаций за апрель 2011 года)1. При этом определение требуемых финансовых средств для повышения содержания государственных гражданских служащих Российской Федерации до минимального уровня, предлагаемого законопроектом, осуществлялось исходя из статистических данных о численности работников организаций по размерам начисленной заработной платы (в пересчете на величину прожиточного минимума трудоспособного населения) в 2011 году для категорий работников «государственное управление»2. Поскольку Росстатом данные об уровне заработной платы представлены в виде определенных интервалов (от 1 до 2 прожиточных минимумов, от 2 до 3 прожиточных минимумов и т.д., до 4200 рублей в месяц, от 4200,1 до 5000 рублей в месяц и т.д.), при расчетах определялись средние интервальные значения соответствующих величин. В соответствии с расчетами Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (исх. № 14-0/10/7-99 от 25.02.13 г.) увеличение почасовой оплаты труда до 100 рублей соответствует заработной плате в 16,5 тыс. рублей в месяц. Исходя из этой величины, проводились все расчеты требуемых средств федерального бюджета в 2014 году.
1. Результаты расчета финансовых ресурсов, необходимых для повышения денежного содержания федеральным служащим (работникам, занятым в системе государственного управления), имеющим почасовую оплату труда менее 100 руб.
Общая численность федеральных государственных служащих по данным Росстата в 2012 году составила 524,3 тыс. человек. По данным Росстата 4,6% служащих, занятых в государственном управлении, имели в 2011 году заработную плату ниже прожиточного минимума, 18,4% - от 1 до 2 прожиточных минимумов, 33,1% от 2 до 3 прожиточных минимумов. Прожиточный минимум принят для 2013 года в размере, утвержденном Правительством Российской Федерации в 7263 руб. Средняя величина заработной платы в последнем из приведенных выше интервалов превышает 16,5 тыс. рублей в месяц. С учетом годового фонда денежного содержания и необходимых выплат в страховые и пенсионные фонды в 2014 году в федеральном бюджете потребуется дополнительно 18,723 млрд. руб. для увеличения денежного содержания низкооплачиваемым служащим и работникам.
При этом следует учесть, что указанная сумма может быть уменьшена за счет перераспределения заработной платы между 10% наиболее оплачиваемыми и 10% наименее оплачиваемыми категориями работников до достижения соотношения средней заработной платы указанных категорий величины 83. В 2011 году эта величина составляла 9,7. Такое перераспределение в 2014 году может составить около 1,012 млрд. руб.
2. Результаты расчета финансовых ресурсов, необходимых для повышения заработной платы работникам бюджетных учреждений федеральной собственности и имеющим почасовую оплату труда менее 100 руб.
Общая численность работников бюджетных учреждений федеральной формы собственности по данным Росстата в 2012 году составила 4 219,2 тыс. человек (исх. № КЛ-07-1/22-ГД от 30.04.13 г.). По данным Росстата 1,5% работникам была начислена заработная плата менее 4200 руб., 4.7% работникам – в интервале от 4200,1 до 5 000 руб., 3.3% работникам – от 5000,1 до 5800 руб., 6,9% - от 5800,1 до 7400 руб., 6,6% - от 7400,1 до 9000,0 руб., 6,6% - от 9000,1 до 10 600 руб., 12,4% - от 10600 до 13 800 руб., 11,1% - от 13800,1 до 17 000 руб. Средняя величина заработной платы в последнем из приведенных выше интервалов превышает 16,5 тыс. рублей в месяц. С учетом годового фонда оплаты труда и необходимых выплат в страховые и пенсионные фонды в 2014 году в федеральном бюджете потребуется дополнительно 231,5 млрд. руб. для увеличения заработной платы низкооплачиваемым работникам.
При этом следует учесть, что указанная сумма может быть уменьшена за счет перераспределения финансовых ассигнований между 10% наиболее оплачиваемыми и 10% наименее оплачиваемыми категориями работников до достижения соотношения средней заработной платы указанных категорий величины 8. В 2011 году эта величина составляла 16,1. Такое перераспределение в 2014 году может составить около 28,5 млрд. руб. Таким образом, в федеральном бюджете должны быть предусмотрены дополнительно к планируемым на 2014 год 876,6 млрд. руб., согласно данным Минфина России (исх. № 01-02-03/12-5103 от 22.03.13 г.), от 231,5 до 203,5 млрд. руб.
Максимальный общий дополнительный объем требуемых ресурсов федерального бюджета в 2014 года оценивается в 240,223 - 220,211 млрд. руб. Как уже было отмечено, расчеты представляют максимально возможные оценки необходимых в 2014 году бюджетных средств. В полученном Заключении Правительства Российской Федерации не содержится замечаний к произведенным расчетам применительно к 2014 году, поэтому указанные расчеты приняты за основу для корректировки требуемых бюджетных ресурсов в 2015 году.
С учетом прогнозируемого уровня инфляции в 2015 году в 4-5% (4,9%) общий дополнительный объем требуемых ресурсов федерального бюджета в 2015 года оценивается в 251,0 - 230,9 млрд. руб. Однако, учитывая, что в 2014 году не предусмотрено увеличения денежного содержания в системе государственной службы и государственного управления, расходы бюджета на цели повышения оплаты труда будут меньше, чем это было рассчитано для 2014 года.
Проектировки федерального бюджета в 2015 году должны быть выполнены с учетом факторов, которые приведут, как показывают экспертные оценки, к сокращению действительных требуемых финансовых ресурсов. К этим факторам относятся: перераспределение фонда оплаты труда не только между 10% наиболее оплачиваемыми и 10% наименее оплачиваемыми категориями работников, но и другими высокооплачиваемыми и низкооплачиваемыми категориями работников, за счет уменьшения стимулирующих выплат; учет уровня занятости льготных категорий работников и работников, занятых неполную рабочую неделю, а также работников, занятых на вредных и опасных производствах; частичное уменьшение объема бюджетных средств, предназначенных для выплат заработной платы работникам автономных учреждений, исключение из общей суммы средств, предназначенных для выплат денежного содержания федеральным гражданским служащим центральных аппаратов министерств и ведомств, поскольку исходя из анализа данных, представленных Росстатом (исх. № КЛ-07-1/22-ГД от 30.04.13 г.), в большинстве из указанных структур в 2012 году средняя заработная плата превышала минимальный уровень в 16 500 руб. в 2-3 раза, и др.
В случае недостаточности средств в федеральном бюджете для введения предлагаемой почасовой оплаты труда, начиная с 2015 года могут быть задействованы средства Фонда национального благосостояния. Соответствующие дополнения в Бюджетный кодекс Российской Федерации могут быть внесены при подготовке проектов федерального бюджета на 2015 и 2016 годы.


1 Росстат. Труд и занятость в России – 2011 год. Затраты на рабочую силу, заработная плата работников. Табл. 8.20. Распределение численности работников организаций по размерам начисленной заработной платы.
2 Росстат. Труд и занятость в России – 2011 год. Затраты на рабочую силу, заработная плата работников. Табл. 8.25. Численность работников организаций по размерам начисленной заработной платы (в пересчете на величину прожиточного минимума трудоспособного населения) в 2011 году (по данным выборочного обследования за апрель).
3 Предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителей учреждений и средней заработной платы работников учреждений от 1 до 8 предусмотрен пунктом 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 года № 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений" (с изменениями, внесенными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2012 года № 975).

Ошибка на сайте