1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>
2014

Законопроект № 497578-6


Проект


РЕШЕНИЕ
СОВЕТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

О проекте федерального закона № 497578-6 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», внесен депутатом Государственной Думы И.Е.Костуновым

Принято решение:

Снять с рассмотрения Государственной Думой проект федерального закона № 497578-6 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» в связи с отзывом субъектом права законодательной инициативы.



Председатель Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской  Федерации


Совет Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации


Комитет Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи предлагает снять с дальнейшего рассмотрения проект федерального закона № 497578-6 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», внесенный  депутатом Государственной Думы И.Е.Костуновым, в связи с отзывом автором.
Электронные копии документов и материалов по указанному законопроекту размещены в АСОЗД  17 апреля 2014 года.

Приложения: на 13 л. в 1 экз.


Председатель комитета
А.В.Митрофанов



Исп. Шилова Н.Е., 692-74-96



ПЕРЕЧЕНЬ
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона
«О внесении изменений в Закон Российской Федерации                         «О средствах массовой информации» и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

Принятие Федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» не повлечет за собой необходимость внесения изменений в иные акты федерального законодательства.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона
«О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

В настоящее время положениями Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее – Закон о СМИ) предусмотрено право редакции средства массовой информации на получение информации.
В соответствии со статьей 39 Закона о СМИ, одним из законных способов поиска информации о деятельности органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций (коммерческих и некоммерческих), общественных объединений, их должностных лиц является запрос редакцией соответствующих сведений.
Данное право редакции средства массовой информации является разновидностью более широкой правовой категории – права на получение  информации, одного из видов реализации общего принципа свободы информации, установленных п. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации.
В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного суда, содержащимися в Постановлении Пленума ВС РФ от 15 июня 2010 года № 16, запрос информации редакцией, может касаться любых сторон деятельности соответствующего органа, организации, общественного объединения, должностного лица, за исключением информации, содержащей сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну.
Также, указанная информация должна быть предоставлена в семидневный срок. В случае, когда запрашиваемая информация не может быть предоставлена в указанный срок, редакции направляется уведомление с указанием срока предоставления информации. При этом судам рекомендовано в качестве предельного срока отсрочки в предоставлении указанной информации принимать срок, не превышающий пятнадцати дней сверх установленного законом семидневного срока.
Таким образом, действующее законодательство призвано защитить право прессы на получение информации, которое корреспондируется с правовым статусом гражданина, закрепленным Основным Законом и позволяет каждому человеку принимать участие в свободном обмене мнениями, что является самой сутью демократического, гражданского общества.
Вместе с тем, с совершенствованием системы обмена информации и развитием законодательной базы, действующее законодательство о средствах массовой информации требует актуализации.
Так, положения ст. 39 Закона о СМИ предусматривают право средств массовой информации направлять редакционные запросы в устной и письменной форме.
А в ст.4 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» сказано:
обращение гражданина (далее - обращение) - направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления;
То есть для граждан уже действует более быстрый и удобный способ обращения в форме электронного документа.
Настоящим законопроектом предлагается внести изменения в статью 39 Закона о СМИ, в которой редакции предоставляется право направлять редакционный запрос в форме электронного документа. Также проектируемой нормой предусматривается обязанность получателя редакционного запроса в случае указания редакцией адреса электронной почты направлять ответ на редакционный запрос по указанному электронному адресу.
Предлагаемая норма призвана защитить право редакции средств массовой информации на своевременное и оперативное получение информации.  
Таким образом, проектируемая норма обеспечит как соответствие правовой базы уровню развития системы обмена информацией, так и создание надежного механизма взаимодействия СМИ с государственно-правовыми институтами.
Учитывая важную роль средств массовой информации в формировании открытого гражданского общества, настоящим законопроектом предлагается внести дополнения в Особенную часть Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ в части введения самостоятельной нормы, предусматривающей наступление  административной ответственности за несоблюдение установленных сроков предоставления информации по запросу редакции средства массовой информации. А именно Главу 13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 22 июня 2007 года № 116-ФЗ дополнить статьей 13.31, где установить, что:
Несоблюдение руководителями государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и объединений, их заместителями, работниками пресс-служб либо другими уполномоченные лицами в пределах их компетенции установленных сроков предоставления информации (документов, материалов, ответов на обращения) редакции средства массовой информации - влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.
То есть установить такой же размер штрафа, который в настоящее время предусмотрен за несоблюдение должностным лицом установленных сроков предоставления информации (документов, материалов, ответов на обращения) члену Совета Федерации или депутату Государственной Думы (часть 2 статьи 17.1. КоАП РФ).
Правовая необходимость внесения вышеуказанных дополнений обусловлена отсутствием самостоятельной нормы, законодательно закрепляющей ответственность должностных лиц за несоблюдение установленных сроков предоставления информации по запросу редакции средства массовой информации.
В рамках неоднозначно сложившейся правоприменительной практики, за несоблюдение установленных сроков предоставления информации на редакционный запрос предлагается привлекать виновных лиц к административной ответственности по статье 5.39. КоАП РФ (ответственность за отказ в предоставлении информации несвоевременное ее предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации гражданину или организации).
Вместе с тем, согласно статье 2 Закона о СМИ, под редакцией средства массовой информации понимается организация, учреждение, предприятие либо гражданин, объединение граждан, осуществляющие производство и выпуск средства массовой информации. Указанное определение значительно шире круга лиц (гражданин или организация), чьи права нарушаются согласно ст. 5.39 КоАП.
Таким образом, проектируемая норма позволит устранить сложившуюся правовую коллизию и создаст надежный правовой механизм защиты нарушенного права редакции средств массовой информации.
Кроме того, введение самостоятельной нормы ответственности за нарушение прав средств массовой информации подчеркнет важнейшую роль СМИ в развитии гражданского общества и правового государства.   

Вносится
депутатом Государственной Думы
И.Е. Костуновым

Проект

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в Закон Российской Федерации                           «О средствах массовой информации» и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
(в части введения электронной формы редакционного запроса и установления ответственности за нарушение сроков ответов на редакционный запрос)


Статья 1

Статью 39 Закона РФ «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 N 2124-1 изложить в следующей редакции:

«Статья 39. Запрос информации

Редакция имеет право запрашивать информацию о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Запрос информации возможен в устной, в письменной и в электронной форме. Запрашиваемую информацию обязаны предоставлять руководители указанных органов, организаций и объединений, их заместители, работники пресс-служб либо другие уполномоченные лица в пределах их компетенции.
Запрос информации, поступивший в государственный орган, орган местного самоуправления, организацию, общественное объединение или должностному лицу в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации. В запросе информации редакция в обязательном порядке указывает адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме. Редакция вправе приложить к такому запросу необходимые документы и материалы в электронной форме либо направить указанные документы и материалы или их копии в письменной форме.»

Статья 2

Главу 13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 22 июня 2007 года № 116-ФЗ дополнить статьей 13.31 в следующей редакции:

«Статья 13.31. Несоблюдение установленных сроков предоставления информации по запросу редакции средства массовой информации.

Несоблюдение руководителями государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и объединений, их заместителями, работниками пресс-служб либо другими уполномоченные лицами в пределах их компетенции установленных сроков предоставления информации (документов, материалов, ответов на обращения) редакции средства массовой информации -
влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.»

Статья 3

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.


Президент
Российской Федерации

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ
ОБОСНОВАНИЕ

к проекту федерального закона
«О внесении изменений в Закон Российской Федерации                           «О средствах массовой информации» и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

Принятие Федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» не потребует дополнительных финансовых затрат, покрываемых за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации.

Ошибка на сайте