1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>
2014

Законопроект № 498676-6


Проект

РЕШЕНИЕ
СОВЕТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

О проекте федерального закона № 498676-6 «О внесении  изменений в статью 35 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации» (об уточнении порядка классификации и освидетельствования судов)

внесён Правительством Российской Федерации


Принято решение:
1. Назначить ответственным в работе над законопроектом Комитет Государственной Думы по транспорту.
2. Включить указанный проект федерального закона в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы в период весенней сессии 2014 года (июнь).
3. Направить законопроект в комитеты и комиссии Государственной Думы, во фракции в Государственной Думе, Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Счетную палату Российской Федерации, Общественную палату Российской Федерации для подготовки отзывов, предложений и замечаний, а также в Правовое управление Аппарата Государственной Думы для подготовки заключения.
4. Установить срок представления в Комитет Государственной Думы по транспорту отзывов, предложений и замечаний до 12 мая 2014 года.
5. Установить срок подготовки законопроекта к рассмотрению Государственной Думой в первом чтении – июнь 2014 года.

Председатель Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской  Федерации

О проекте федерального закона № 498676-6 «О внесении  изменений в статью 35 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации» (об уточнении порядка классификации и освидетельствования судов), внесённом Правительством Российской Федерации

Рассмотрев проект федерального закона № 498676-6 «О внесении  изменений в статью 35 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации» (об уточнении порядка классификации и освидетельствования судов), Комитет Государственной Думы по транспорту решил:

1. Считать проект федерального закона № 498676-6 «О внесении  изменений в статью 35 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации» (об уточнении порядка классификации и освидетельствования судов) соответствующим требованиям части третьей статьи 104 Конституции Российской Федерации и статьи 105 Регламента Государственной Думы.
2. Предложить Совету Государственной Думы принять следующее решение:
назначить ответственным в работе над законопроектом Комитет Государственной Думы по транспорту;
включить указанный проект федерального закона в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы в период весенней сессии 2014 года (июнь);
направить законопроект в комитеты и комиссию Государственной Думы по вопросам депутатской этики, во фракции в Государственной Думе, Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Счетную палату Российской Федерации, Общественную палату Российской Федерации для подготовки отзывов, предложений и замечаний, а также в Правовое управление Аппарата Государственной Думы для подготовки заключения;
установить срок представления в Комитет Государственной Думы по транспорту отзывов, предложений и замечаний до 12 мая 2014 года;
установить срок подготовки законопроекта к рассмотрению Государственной Думой в первом чтении – июнь 2014 г.
3. Направить настоящее Решение, законопроект и материалы к нему на рассмотрение Совета Государственной Думы.


Председатель Комитета                                                                  Е.С.Москвичев

Совет Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

В соответствии с частью третьей статьи 107 Регламента Государственной Думы вносим на рассмотрение Совета Государственной Думы проект федерального закона № 498676-6 «О внесении  изменений в статью 35 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации» (об уточнении порядка классификации и освидетельствования судов), внесённый Правительством Российской Федерации.
Комитет считает, что указанный законопроект соответствует части третьей статьи 104 Конституции Российской Федерации и статье 105 Регламента Государственной Думы и предлагает принять его к рассмотрению Государственной Думой.
Тематический блок – «Экономическая политика».
Электронные копии документов и материалов по указанному законопроекту размещены в АСОЗД   22  апреля 2014  года.

Приложение:   на 20 л. в 1 экз.

Председатель Комитета                                                                  Е.С.Москвичев
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 35 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации"

Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 35 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в порядке законодательной инициативы.
Законопроект соответствует подразделу 1 раздела III Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, утвержденных Председателем Правительства Российской Федерации 31 января 2013 г.
Целью законопроекта является создание нормативной правовой базы по классификации и освидетельствованию судов, отвечающей современным требованиям и обеспечивающей безопасность судоходства на внутренних водных путях Российской Федерации, а также повышение эффективности государственного регулирования в сфере внутреннего водного транспорта.
Для достижения поставленной цели предлагается внести изменения в пункт 2 статьи 35 Федерального закона от 7 марта 2001 г. № 24-ФЗ "Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации" (далее - КВВТ), устанавливающий нормативную правовую основу классификации и освидетельствования судов, подлежащих государственной регистрации, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, на основе имеющегося в данной сфере мирового опыта, требований международных договоров Российской Федерации, положений Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ "О техническом регулировании" и опыта классификации и освидетельствования судов, осуществляемых в Российской Федерации с 1913 года.
В настоящее время в соответствии с положениями пункта 2 статьи 35 КВВТ за федеральным органом исполнительной власти в области транспорта закреплены полномочия по утверждению:
положения о классификации и об освидетельствовании судов, которое является нормативным правовым актом, устанавливающим организационно-правовые основы классификации и освидетельствования судов, и не содержит требований безопасности к судам и материалам и изделиям для судов, то есть не относится к нормативным правовым актам в сфере технического регулирования;
правил освидетельствования судов в процессе их эксплуатации, правил технического наблюдения за постройкой судов, правил технического наблюдения за изготовлением материалов и изделий для судов, правил предотвращения загрязнения с судов, правил классификации и постройки судов (далее - правила), которые устанавливают не только организационно-технические требования при осуществлении классификации и освидетельствовании судов, но и требования безопасности к судам и материалам и изделиям для судов, то есть относятся к нормативным правовым актам в сфере технического регулирования.
В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ "О техническом регулировании" федеральные органы исполнительной власти не вправе издавать в сфере технического регулирования акты обязательного характера, поэтому утверждение правил предлагается исключить из полномочий Минтранса России.
Издание правил должно быть отнесено к компетенции организаций, уполномоченных Минтрансом России в соответствии с положениями пункта 1 статьи 35 КВВТ на классификацию и освидетельствование судов в соответствии с Международной конвенцией по охране человеческой жизни на море (Конвенция СОЛАС-74, вступила в силу для СССР 25 мая 1980 г., глава II-1, часть А-1, правило 3-1) требования к конструкциям судов разрабатываются на двух уровнях:
в общем виде эти требования разрабатываются Международной морской организацией (ИМО) и Европейской экономической комиссией ООН в виде международных конвенций, кодексов, резолюций, циркуляров;
детальные требования к конструкции судна или его элементов разрабатываются классификационными обществами.
В Российской Федерации в области внутреннего водного транспорта в условиях отсутствия международных договоров Российской Федерации требования безопасности к судам и материалам и изделиям для судов в общем виде установлены техническим регламентом "О безопасности объектов внутреннего водного транспорта", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 г. № 623 (далее - технический регламент).
Детальные требования безопасности к судам и материалам и изделиям для судов, начиная с 1913 года и по настоящее время устанавливаются в правилах национальных организаций по классификации и освидетельствованию судов (далее - правила), которые формируются на основе требований международных договоров Российской Федерации и национального законодательства.
Национальное законодательство включает:
технический регламент;
отраслевые нормативно-технические акты, в том числе документы в области стандартизации, вошедшие в перечень, утвержденный приказом Росстандарта от 7 декабря 2011 г. № 6364;
руководящие документы (РД), введенные в действие Минречфлотом РСФСР и другими министерствами и ведомствами;
отраслевые стандарты (ОСТ), которые в 1960 - 1990 годах стали основными видами документов, устанавливающими требования безопасности к судам, материалам и изделиям для судов на различных этапах жизненного цикла;
результаты научных разработок, осуществляемые национальными организациями по классификации и освидетельствованию судов или по их заказу - отраслевыми научно-исследовательскими организациями, а также опыт эксплуатации судов и научно-технические достижения.
Фактически правила включают в себя все необходимые требования, выполнение которых подтверждает, что степень безопасности судов и материалов и изделий для судов, которые были спроектированы, изготовлены и установлены в соответствии с требованиями указанных правил, считается удовлетворительной и соответствует требованиям безопасности к судам и материалам и изделиям для судов, установленным законодательством Российской Федерации, в том числе техническим регламентом. Указанные правила в соответствии с частью 4 статьи 16.1. Федерального закона "О техническом регулировании", могут использоваться в целях соблюдения требований технических регламентов.
В настоящее время имеются две российские организации по классификации и освидетельствованию судов, которые признаны Российской Федерацией в лице Минтранса России и мировым сообществом как международно признанные классификационные общества:
федеральное автономное учреждение "Российский морской регистр судоходства";
федеральное автономное учреждение "Российский Речной Регистр".
Под их наблюдением находится практически весь флот Российской Федерации. Каждое судно имеет документы о его конструкционном соответствии правилам соответствующего регистра. Наличие таких документов на судах обеспечивает беспрепятственное движение судов через границы иностранных государств, так как эти документы подтверждают соответствие судов требованиям правил международно признанных классификационных обществ. Поэтому выданные регистрами документы на суда признаются государственными органами иностранных государств, а также организациями, без которых работа флота невозможна, - грузовладельцами, страховыми компаниями, кредитными организациями, инвесторами.
Также федеральное автономное учреждение "Российский Речной Регистр" осуществляет оценку соответствия судов, материалов и изделий для судов требованиям технического регламента.
В целях реализации предоставленного Минтрансу России пунктом 1 статьи 35 КВВТ права по уполномочиванию организаций на классификацию и освидетельствование судов для обеспечения единого стандарта безопасности, содержащегося в правилах уполномоченных организаций по классификации и освидетельствованию судов, а также для исключения возможности возникновения недобросовестной конкуренции на рынке оказания услуг по классификации и освидетельствованию судов предусматривается, что положением о классификации и об освидетельствовании судов, подлежащим утверждению Минтрансом России, будут установлены:
1) организационно-правовые основы и принципы классификации и освидетельствования судов (определение порядка рассмотрения и согласования технической документации, порядка технического наблюдения за изготовлением материалов и изделий и их ремонтом, порядка технического наблюдения за постройкой, переоборудованием, модернизацией и ремонтом судов и их элементов, порядка освидетельствования судов в эксплуатации, порядка присвоения судам класса, а также подтверждения, приостановления, возобновления, восстановления и аннулирования класса, перечня документов, выдаваемых при классификации и освидетельствовании судов, формулы и состава присваиваемого судам символа класса; характеристик нормативных высот волн применительно к разрядам водных бассейнов, порядка определения валовой вместимости судна);
2) порядок и условия наделения федеральным органом исполнительной власти в области транспорта организаций и иностранных классификационных обществ полномочиями на классификацию и освидетельствование судов, в том числе:
требования к организациям, претендующим на получение полномочий по классификации и освидетельствованию судов, формируемые на основе резолюций Ассамблеи Международной морской организации (ИМО) А.739(18) и А.789(19), Директивы 2006/87/ЕС Европейского совета, а также требований к признанным организациям, установленным Европейским соглашением о международной перевозке опасных грузов по внутренним водным путям (ВОПОГ);
порядок действий федерального органа исполнительной власти в области транспорта при наделении организаций полномочиями по классификации и освидетельствованию судов, а также приостановления и аннулирования указанных полномочий организаций;
требования к содержанию соглашения, заключаемого между федеральным органом исполнительной власти в области транспорта и организацией, уполномоченной на классификацию и освидетельствование судов;
3) требования к правилам освидетельствования судов в процессе их эксплуатации, правилам технического наблюдения за постройкой судов, правилам технического наблюдения за изготовлением материалов и изделий для судов, правилам предотвращения загрязнения с судов, правилам классификации и постройки судов, издаваемых организациями, уполномоченными на классификацию и освидетельствование судов, в том числе требования:
соответствия правил требованиям безопасности к судам, материалам и изделиям для судов, установленным законодательством Российской Федерации, как один из критериев, рассматриваемых федеральным органом исполнительной власти в области транспорта при принятии решения о наделении организации полномочиями по классификации и освидетельствованию судов;
издания и опубликования правил (изменений к ним) на русском языке и обеспечения возможности их получения всеми заинтересованными лицами в свободно распространяемой и доступной форме;
обеспечения внесения изменений в правила на постоянной основе, в том числе - в связи с изменениями требований безопасности к судам и материалам и изделиям для судов, установленных законодательством Российской Федерации;
обеспечения участия в разработке правил (изменений к ним) федерального органа исполнительной власти в области транспорта.
Реализация данного законопроекта не предполагает образования новых федеральных органов исполнительной власти и будет осуществляться в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников центральных аппаратов и территориальных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных данным органам в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 35 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации"


Принятие и последующая реализация положений  федерального закона "О внесении изменений в статью 35 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации" не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета.

ПЕРЕЧЕНЬ

федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с вступлением в силу федерального закона "О внесении изменений в статью 35 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации"


Вступление в силу федерального закона "О внесении изменений в статью 35 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.

ПЕРЕЧЕНЬ

нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с вступлением в силу федерального закона "О внесении изменений в статью 35 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации"


Вступление в силу федерального закона "О внесении изменений в статью 35 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации" (далее -законопроект) потребует внесения изменений в следующие нормативные правовые акты:
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 395 "Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации" - в части исключения пункта 5.2.19 и изменения пункта 5.2.5348 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации.
1.1. Наименование проекта нормативного правового акта: постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Положение о Министерстве транспорта Российской Федерации".
1.2. Обоснование необходимости подготовки проекта нормативного правового акта - подготовка проекта постановления необходима для приведения Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации (далее - Положение) в соответствие с пунктом 2 статьи 35 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее - КВВТ) после принятия законопроекта.
1.3. Примерный срок подготовки проекта нормативного правового акта: 6 месяцев со дня принятия законопроекта.
1.4. Краткое описание проекта нормативного правового акта:
цель - приведение полномочий Минтранса России в соответствие с пунктом 2 статьи 35 КВВТ после принятия законопроекта;
предмет - изменение пунктов 5.2.19 и 5.2.5348 Положения;
содержание правового регулирования - исключение из полномочий Минтранса России в сфере принятия нормативных правовых актов пункта 5.2.19 Положения, содержащего полномочие по принятию правил проектирования, постройки, ремонта и эксплуатации судов внутреннего водного транспорта, за которыми должен осуществляться технический надзор, а также правил изготовления материалов и изделий для установки на судах, а также изменение пункта 5.2.5348 Положения, содержащего полномочие Минтранса России на утверждение Положения о классификации судов внутреннего и смешанного (река - море) плавания, посредством исключения в наименовании утверждаемого Положения слов "смешанного (река - море)".
1.5. Сведения о федеральных органах исполнительной власти и (или) организациях - головном исполнителе и соисполнителях по разработке проекта нормативного правового акта - головной исполнитель - Минтранс России, соисполнителей нет.
2. Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 1 ноября 2002 г. № 136 "Об утверждении Положения о классификации судов внутреннего и смешанного (река - море) плавания".
2.1. Наименование проекта нормативного правового акта - приказ Минтранса России "Об утверждении Положения о классификации судов внутреннего плавания" (далее - проект приказа).
2.2. Обоснование необходимости подготовки проекта нормативного правового акта: подготовка проекта приказа необходима для приведения содержания Положения о классификации судов внутреннего плавания в соответствие с пунктом 2 статьи 35 КВВТ после принятия законопроекта.
2.3. Примерный срок подготовки проекта нормативного правового акта - 6 месяцев со дня принятия законопроекта.
2.4. Краткое описание проекта нормативного правового акта:
цель - установление организационно-правовых условий деятельности по классификации и освидетельствованию судов внутреннего плавания;
предмет - установление порядка проведения классификации и освидетельствования судов внутреннего плавания;
содержание правового регулирования - установление организационно-правовых основ и принципов классификации и освидетельствования судов, порядка и условий наделения федеральным органом исполнительной власти в области транспорта российских организаций по классификации и освидетельствованию судов и иностранных классификационных обществ полномочиями по классификации и освидетельствованию судов, требований к правилам организаций, уполномоченных на классификацию и освидетельствование судов.
2.5. Сведения о федеральных органах исполнительной власти и (или) организациях - головном исполнителе и соисполнителях по разработке проекта нормативного правового акта - головной исполнитель - Минтранс России, соисполнителей нет.
3. Распоряжение Министерства транспорта Российской Федерации от
14 ноября 2011 г. № ИЛ-126-р "Об утверждении Устава федерального автономного учреждения "Российский Речной Регистр".
3.1. Наименование проекта нормативного правового акта - распоряжение Минтранса России "О внесении изменений в Устав федерального автономного учреждения "Российский Речной Регистр" (далее - проект распоряжения).
3.2. Обоснование необходимости подготовки проекта нормативного правового акта - подготовка проекта распоряжения необходима для приведения содержания Устава федерального автономного учреждения "Российский Речной Регистр" в соответствие с пунктом 2 статьи 35 КВВТ после принятия законопроекта.
3.3. Примерный срок подготовки проекта нормативного правового акта - 6 месяцев со дня принятия законопроекта.
3.4. Краткое описание проекта нормативного правового акта:
цель - внесение изменений в Устав федерального автономного учреждения "Российский Речной Регистр", учитывающих новую редакцию статьи 35 КВВТ после принятия законопроекта;
предмет - приведение перечня видов деятельности федерального автономного учреждения "Российский Речной Регистр" в соответствие со статьей 35 КВВТ после принятия законопроекта;
содержание правового регулирования - изменение перечня видов деятельности, осуществляемых федеральным автономным учреждением "Российский Речной Регистр" как организацией, находящейся в ведении Минтранса России, в отношении которой последнее осуществляет функции учредителя, в части приведения в соответствие содержания подпункта "б" пункта 12 Устава федерального автономного учреждения "Российский Речной Регистр" пункту 2 статьи 35 КВВТ после принятия законопроекта.
3.5. Сведения о федеральных органах исполнительной власти и (или) организациях - головном исполнителе и соисполнителях по разработке проекта нормативного правового акта - головной исполнитель - Минтранс России, соисполнителей нет.

Вносится Правительством Российской Федерации

Проект


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН


О внесении изменений в статью 35
Кодекса внутреннего водного транспорта
Российской Федерации


Статья 1
В статье 35 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 11, ст. 1001; 2012, № 18, ст. 2128):
1) пункт 1 дополнить абзацем следующего содержания:
"Порядок наделения организаций, в том числе иностранных классификационных обществ, полномочиями на классификацию и  освидетельствование судов, включая требования, которым они должны соответствовать, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.";
2) пункт 2 изложить в следующей редакции:

"2. Классификация и освидетельствование судов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, осуществляются в соответствии с положением о классификации и об освидетельствовании судов, правилами освидетельствования судов в процессе их эксплуатации, правилами технического наблюдения за постройкой судов, правилами технического наблюдения за изготовлением материалов и изделий для судов, правилами предотвращения загрязнения с судов и правилами классификации и постройки судов.
Положение о классификации и об освидетельствовании судов определяет порядок осуществления классификации и освидетельствования судов, основания отказа в выдаче, приостановления или прекращения действия судовых документов, указанных в подпунктах 3, 8, 11 и 12 пункта 1 статьи 14 настоящего Кодекса.
Положение о классификации и об освидетельствовании судов утверждается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
Правила освидетельствования судов в процессе их эксплуатации, правила технического наблюдения за постройкой судов, правила технического наблюдения за изготовлением материалов и изделий для судов, правила предотвращения загрязнения с судов, правила классификации и постройки судов утверждаются и издаются организациями, уполномоченными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов.".
Статья 2
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации

Ошибка на сайте