1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>
2014

Законопроект № 503834-6

Председателю Комитета
Государственной Думы по
конституционному законодательству и государственному строительству

В.Н. ПЛИГИНУ


На вн. № 3.1-6/1246 от 15 мая 2014 г.


Уважаемый Владимир Николаевич!

Правовое управление, рассмотрев проект федерального закона
№ 503834-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты по вопросу установления дополнительного основания досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», внесенный депутатами Государственной Думы С.М.Мироновым, М.В.Емельяновым, О.К.Красильниковой, Н.В.Левичевым, А.В.Руденко, В.Е.Шудеговым, Т.Н.Москальковой, О.Л.Михеевым, на предмет его соответствия требованиям части 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации и пункта «д» части 1 статьи 105 Регламента Государственной Думы, сообщает, что заключение Правительства Российской Федерации на данный законопроект не требуется.

Исполняющий обязанности
заместителя начальника управления                      Ю.В. Сапожникова




Исполнитель: Мельников В.В. тел. 692-49-62


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



к проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты по вопросу установления дополнительного основания досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации»


Федеральный закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (далее – Федеральный закон), определяя содержание конституционно-правового статуса депутата Государственной Думы, конкретизирует отдельные обязанности депутата Государственной Думы. В числе основных законодатель выделяет обязанности, связанные с реализацией основных форм деятельности депутата Государственной Думы, в частности, обязанность принимать личное участие в заседании палаты, комитета, комиссии или иного органа, формируемого Государственной Думой, членом которого он является (т.е. обязанность принимать непосредственное участие в законотворческом процессе); обязанность поддерживать связь с избирателями (рассматривать их обращения, вести личный прием, проводить с встречи с избирателями, информировать их о своей деятельности). От отношения депутата Государственной Думы к указанным обязанностям зависит качество исполнения им основной функции депутатского мандата – функции народного представительства.
Действующая редакция Федерального закона не предусматривает форм ответственности депутата Государственной Думы за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей. В своей депутатской деятельности он свободен от наказов избирателей и не несет перед ними юридической ответственности. Депутата Государственной Думы, уклоняющегося от участия в законодательной деятельности палаты или иных формах депутатской деятельности, невозможно отозвать либо лишить полномочий иным способом. Таким образом, депутаты Государственной Думы обладают, так называемым, свободным мандатом. По мнению авторов предлагаемого законопроекта, природа свободного мандата не отвечает запросам современного общества и пагубно влияет на качество представительной власти в Российской Федерации.
Для решения указанной проблемы законопроектом предлагается изменить правовую природу мандата депутата Государственной Думы и придать ему императивный характер.
В этих целях авторы проекта федерального закона предлагают установить норму, согласно которой в случае систематического неисполнения депутатом Государственной Думы обязанностей, установленных Федеральным законом, полномочия такого депутата могут быть прекращены досрочно решением Государственной Думы по представлению фракции, в которой он состоит.
Предложенный законопроектом подход, по мнению его авторов, полностью соответствует позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 28 февраля 2012 года № 4-П, согласно которой принципиально важной является взаимосвязь депутата и граждан, интересы которых он представляет, опосредуемая деятельностью политических партий.
В соответствии со статьей 7.1 Федерального закона все депутаты Государственной Думы, избранные в составе федерального списка кандидатов политической партии, входят в соответствующее депутатское объединение – фракцию, за исключением случая, предусмотренного частью пятой указанной статьи. Депутатское объединение, сформированное по партийному признаку, является важным элементом осуществления контроля парламентской деятельности. Именно фракция, по сути являющаяся коллегиальным, самоуправляемым образованием, имеет реальную возможность влиять на депутатов Государственной Думы в целях исполнения ими наказов избирателей, а также иных обязательств перед избирателями, принятых в период проведения соответствующей избирательной кампании. На основе открытого, коллегиального обсуждения члены фракции путем голосования добровольно определяют для себя правила, обязательные для выполнения, принимают соответствующие обязательства. Указанные правила, права и обязанности члена фракции, а также иные элементы организации деятельности депутатского объединения, как правило, включаются в положение о фракции, которое принимается в соответствии с Регламентом Государственной Думы.
Статья 16 Регламента Государственной Думы содержит соответствующие нормы, согласно которым в положении о фракции устанавливаются полное и краткое наименование фракции, ее структура, порядок избрания руководителя фракции и его заместителей, порядок избрания руководящих органов, порядок избрания лиц, уполномоченных представлять фракцию на заседаниях палаты, в государственных органах и общественных объединениях, порядок принятия решений фракции, а также иные положения, касающиеся внутренней деятельности фракции. Однако при этом отсутствуют правовые нормы, обязывающие депутатов Государственной Думы, состоящих во фракции, соблюдать правила, установленные положением о фракции, также отсутствуют нормы об ответственности за его неисполнение.
По мнению авторов законопроекта, для придания легитимности указанному нормативному документу необходимо закрепить в Федеральном законе обязанность депутата Государственной Думы соблюдать положение о фракции, в которой он состоит.
Следует отметить, что в случае принятия предложенного проекта федерального закона потребуется внесение комплексных поправок в Регламент Государственной Думы, предусматривающих, в первую очередь, порядок принятия фракцией решения об инициативе досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы.


ПЕРЕЧЕНЬ

актов федерального законодательства, подлежащих  признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты по вопросу установления дополнительного основания досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»


Принятие федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты по вопросу установления дополнительного основания досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства.
Вносится депутатами Государственной Думы
С.М. Мироновым
М.В. Емельяновым
О.К. Красильниковой
Н.В. Левичевым
А.В. Руденко
В.Е. Шудеговым
Проект


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в отдельные законодательные акты по
вопросу установления дополнительного основания досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»



Статья 1
Внести  в  Федеральный закон от 8 мая 1994 года № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (Собрание  законодательства  Российской  Федерации, 1994, № 2, ст. 74; 1999, № 28, ст. 3466; 2001, № 32, ст. 3317; 2004, № 25, ст. 2484; № 51, ст. 5128; 2005, № 30, ст. 3104; 2006, № 29, ст. 3124; 2007, № 10, ст. 1151; 2009, № 7, ст. 772, 789; № 20, ст. 2391; 2011, № 31, ст. 4703; № 43, ст. 5975; 2012, № 50, ст. 6961; 2013, № 19, ст. 2329; № 27, ст. 3439) следующие изменения:
1) дополнить статью 4 частью третьей¹ следующего содержания:
««31. Полномочия депутата Государственной Думы могут быть прекращены досрочно решением Государственной Думы по инициативе фракции, в которой он состоит в соответствии со статьей 7.1 настоящего Федерального закона, в случае систематического неисполнения депутатом Государственной Думы обязанностей депутата Государственной Думы, установленных настоящим Федеральным законом.»»;
2) в статье 7¹:
изложить часть третью в следующей редакции:
«3. Деятельность фракции в Государственной Думе организуется ею в соответствии с настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях», Регламентом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и положением о фракции. Порядок принятия положения о фракции устанавливается Регламентом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.»;
дополнить частью третьей¹ следующего содержания:
«3¹. Депутат Государственной Думы, входящий во фракцию, обязан соблюдать положение о фракции, в которой он состоит».

Статья 2
Внести в часть 3 статьи 89 Федерального закона от 18 мая 2005 года № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 21, ст. 1919; 2007, № 18, ст. 2118; 2010, № 41, ст. 5192; 2011, № 31, ст. 4703; № 43, ст. 5975; 2013, № 27, ст. 3439) изменение, дополнив новым предложением следующего содержания:
«Зарегистрированный кандидат, включенный в федеральный список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, получивший депутатский мандат, не вправе участвовать в распределении депутатских мандатов повторно, если его полномочия депутата Государственной Думы были досрочно прекращены по основанию, предусмотренному частью третьей¹ статьи 4 Федерального закона от 8 мая 1994 года N 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

Статья 3
Внести в часть 3 статьи 96 Федерального закона от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 8, ст. 740) изменение, дополнив предложением следующего содержания:
«Зарегистрированный кандидат, включенный в федеральный список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, получивший депутатский мандат, не вправе участвовать в распределении депутатских мандатов повторно, если его полномочия депутата Государственной Думы были досрочно прекращены по основанию, предусмотренному частью третьей¹ статьи 4 Федерального закона от 8 мая 1994 года N 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».



Президент
Российской Федерации


ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

к проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты по вопросу установления дополнительного основания досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации»

Принятие федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты по вопросу установления дополнительного основания досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.

Ошибка на сайте