1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>
2014

Законопроект № 690563-6

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ШЕСТОГО СОЗЫВА

КОМИТЕТ ПО ФИНАНСОВОМУ РЫНКУ

Р Е Ш Е Н И Е


«19» января 2015 года                                                                 № 125/1

О проекте федерального закона № 690563-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части добровольного страхования имущественных интересов граждан Российской Федерации, выезжающих за рубеж»

внесен Правительством Российской Федерации


Рассмотрев проект федерального закона № 690563-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части добровольного страхования имущественных интересов граждан Российской Федерации, выезжающих за рубеж», внесенный Правительством Российской Федерации, Комитет Государственной Думы по финансовому рынку  решил:

1. Считать проект федерального закона № 690563-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части добровольного страхования имущественных интересов граждан Российской Федерации, выезжающих за рубеж»  соответствующим части третьей статьи 104 Конституции Российской Федерации и статье 105 Регламента Государственной Думы.
2. Предложить Совету Государственной Думы принять следующее решение:
назначить Комитет Государственной Думы по финансовому рынку ответственным по законопроекту, Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству,   Комитет Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству – соисполнителями по законопроекту;
включить указанный проект федерального закона в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы в период весенней сессии 2015 года (февраль);
направить законопроект в комитеты и комиссию Государственной Думы, во фракции в Государственной Думе, Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Счетную палату Российской Федерации,  Общественную палату Российской Федерации для подготовки отзывов, предложений и замечаний, а также в Правовое управление Аппарата Государственной Думы для подготовки заключения;
установить срок представления в Комитет Государственной Думы по финансовому рынку отзывов, предложений и замечаний до 19 февраля 2015 года;
установить срок подготовки законопроекта к рассмотрению Государственной Думой в первом чтении - февраль 2015 года.
3. Направить настоящее Решение, законопроект и материалы к нему на рассмотрение Совета Государственной Думы.



Председатель Комитета
Н.В.Бурыкина

Вносится Комитетом
Государственной Думы
по финансовому рынку


Проект



РЕШЕНИЕ
СОВЕТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ


О проекте федерального закона № 690563-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части добровольного страхования имущественных интересов граждан Российской Федерации, выезжающих за рубеж»

внесен Правительством Российской Федерации


Принято решение:

1. Назначить Комитет Государственной Думы по финансовому рынку ответственным по законопроекту, Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству,   Комитет Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству – соисполнителями по законопроекту.
2. Включить указанный проект федерального закона в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы в период весенней сессии 2015 года (февраль).
3. Направить законопроект в комитеты и комиссию Государственной Думы, во фракции в Государственной Думе, Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Счетную палату Российской Федерации, Общественную палату Российской Федерации для подготовки отзывов, предложений и замечаний, а также в Правовое управление Аппарата Государственной Думы для подготовки заключения.
4. Установить срок представления в Комитет Государственной Думы по финансовому рынку отзывов, предложений и замечаний до 19 февраля  2015 года.
5. Установить срок подготовки законопроекта к рассмотрению Государственной Думой в первом чтении – февраль 2015 года.


Председатель Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской  Федерации







Совет Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации


В соответствии с частью третьей статьи 107 Регламента Государственной Думы вносим на рассмотрение Совета Государственной Думы проект федерального закона № 690563-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части добровольного страхования имущественных интересов граждан Российской Федерации, выезжающих за рубеж» – внесен Правительством Российской Федерации.
Комитет считает, что указанный законопроект соответствует части третьей статьи 104 Конституции Российской Федерации и статье 105 Регламента Государственной Думы и предлагает принять его к рассмотрению Государственной Думой.
Электронные копии документов и материалов по указанному законопроекту размещены в АСОЗД 19 января 2015 года.
Приложение:   на 33 л. в 1 экз.


Председатель Комитета                                                         Н.В.Бурыкина



Исп.: Ю.В.Тимонина, (495) 692-97-16
П Е Р Е Ч Е Н Ь

федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием
проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части добровольного страхования имущественных интересов граждан
Российской Федерации, выезжающих за рубеж"


Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений
в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части добровольного страхования имущественных интересов граждан Российской Федерации, выезжающих за рубеж" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия иных федеральных законов.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части добровольного страхования имущественных интересов граждан
Российской Федерации, выезжающих за рубеж"


Проект федерального закона "О  внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части добровольного страхования имущественных интересов граждан Российской Федерации, выезжающих за рубеж" (далее - законопроект) разработан в целях предоставления гарантий и регламентации порядка оплаты оказанной гражданам Российской Федерации, выезжающим за рубеж, медицинской помощи (в том числе их медицинской эвакуации в стране временного пребывания и из страны временного пребывания в Российскую Федерацию)
и (или) репатриации тела (останков) в Российскую Федерацию.
Законодательство Российской Федерации не содержит четких требований к порядку предоставления и оплаты медицинской помощи (включая медицинскую эвакуацию в стране временного пребывания и из страны временного пребывания в Российскую Федерацию), оказанной гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами (в частности,
в соответствии с условиями договоров страхования), порядку организации
и оплаты репатриации тела (останков) в Российскую Федерацию.
При отсутствии страхового полиса граждане Российской Федерации сталкиваются с необходимостью самостоятельно оплачивать оказанную
им за рубежом медицинскую помощь (в том числе медицинскую эвакуацию в стране временного пребывания и из страны временного пребывания в Российскую Федерацию) в соответствии с частью второй статьи 14 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ "О порядке выезда
из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"
(далее - Федеральный закон № 114-ФЗ). В случае их смерти (гибели) родственники вынуждены самостоятельно оплачивать расходы на репатриацию тела (останков) в Российскую Федерацию.
С учетом того, что материальное положение большинства граждан Российской Федерации, как правило, не позволяет им нести соответствующие расходы самостоятельно, сложилась практика обращений граждан в органы власти за оказанием материальной помощи на оплату медицинской помощи, оказанной им за пределами Российской Федерации, и (или) на оплату медицинской эвакуации в стране временного пребывания и из страны временного пребывания в Российскую Федерацию.
В то же время причинение вреда жизни и здоровью граждан Российской Федерации в связи с несчастными случаями и заболеваниями, потребовавшими оказания медицинской помощи, является риском, подлежащим страхованию
в соответствии с Законом Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. № 4015-I "Об организации страхового дела в Российской Федерации".
Однако страховой суммы, эквивалентной 15 000 евро, которая традиционно устанавливается страховыми организациями в договорах страхования граждан Российской Федерации, выезжающих в безвизовые страны массового туризма (Египет, Турция, Таиланд и другие), недостаточно для оплаты стоимости лечения и медицинской эвакуации в случаях серьезных заболеваний или получения тяжелых травм, о чем свидетельствуют многочисленные обращения пострадавших граждан.
Кроме того, договоры страхования целого ряда страховых организаций не предусматривают оплату лечения и медицинской эвакуации в случаях, когда необходимость оказания экстренной и неотложной медицинской помощи связана с обострением хронических заболеваний (в том числе тех, о которых
не было известно застрахованному лицу), осложнением течения
беременности и т.д.
Законопроект расширяет использование механизма страхования в качестве одной из форм обеспечения гарантии оплаты медицинской помощи, оказанной гражданам Российской Федерации в стране временного пребывания, в том числе их медицинской эвакуации в стране временного пребывания
и из страны временного пребывания в Российскую Федерацию, и (или) репатриации тела (останков) в Российскую Федерацию.
В целях обеспечения наиболее полной страховой защиты застрахованных граждан Российской Федерации, выезжающих за рубеж, законопроектом определены:
минимальный перечень событий (страховых случаев), при наступлении которых в соответствии с условиями договора страхования страховщик обязан осуществлять организацию и (или) оплату оказанной застрахованному гражданину Российской Федерации, выезжающему за рубеж, медицинской помощи (включая медицинскую эвакуацию в стране временного пребывания и из страны временного пребывания в Российскую Федерацию) и (или) репатриации тела (останков) в Российскую Федерацию;
минимальная страховая сумма по договору страхования, которая должна быть не ниже суммы, эквивалентной 2 миллионам рублей, что соответствует применяющемуся в обязательных видах страхования размеру страховой суммы в части возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью, а также средней стоимости оказываемой медицинской помощи, включая медицинскую эвакуацию граждан санитарным самолетом из-за рубежа в Российскую Федерацию (информация о стоимости таких эвакуаций, организованных
в 2011 - 2013 годах, была предоставлена МЧС России, ФМБА России
и компаниями, осуществляющими в соответствии с договорами со страховщиками организацию оказания и оплаты медицинской помощи застрахованному лицу, репатриации тела (останков);
срок страхования и порядок вступления в силу договора страхования.
Таким образом, стандартизируется предоставляемая страховщиками услуга по страхованию граждан, выезжающих за рубеж, при этом гражданину Российской Федерации предоставляется право выбора вида страхования,
в рамках которого заключается договор страхования (комплексное страхование, включающее медицинское и имущественное страхование; страхование финансовых рисков).
Требования к условиям договора страхования, установленные законопроектом, соответствуют положениям подпункта 5 Согласованного списка подтверждающих документов, предоставляемых заявителями для получения шенгенской визы в Российской Федерации, переданного 20 декабря 2012 г. представителями Евросоюза в МИД России (сообщение МИДа России
от 25 декабря 2012 г. "О гармонизированном списке документов, требуемых консульскими учреждениями стран - членов ЕС для оформления шенгенских виз").
В соответствии с законопроектом правила страхования страховщиков должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, могут устанавливать больший объем медицинской помощи, оказываемой застрахованному лицу, большую страховую сумму, а также порядок взаимодействия застрахованного лица, страховщика и компаний, осуществляющих организацию оказания и оплаты медицинской помощи застрахованному лицу, при наступлении страхового случая и другие условия страхования.
Законопроект вносит изменения в статью 14 Федерального закона
№ 114-ФЗ в части определения порядка оплаты медицинской помощи, оказанной гражданину Российской Федерации за пределами Российской Федерации.
Законопроектом предлагается дополнить Федеральный закон
от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности
в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 132-ФЗ) нормой
о страховании имущественных интересов туристов.
Кроме того, Федеральный закон № 132-ФЗ дополняется положениями
о необходимости информирования туристов о последствиях отсутствия страхового полиса в качестве гарантии оплаты медицинской помощи в стране временного пребывания (включая медицинскую эвакуацию в стране временного пребывания и из страны временного пребывания в Российскую Федерацию) и (или) репатриации тела (останков) в страну постоянного проживания, условиях и порядке осуществления страхования.
Положениями законопроекта не нарушается сложившаяся система видов страхования, учитываются международные договоры Российской Федерации, требования иностранных государств к гарантиям оплаты медицинской помощи гражданам Российской Федерации, въезжающим на их территорию, и (или) репатриации тела (останков) в Российскую Федерацию.
Принятие законопроекта позволит сократить случаи обращения застрахованных лиц в органы власти за оказанием помощи при наступлении страховых случаев, а также снизить нагрузку на бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в части оплаты медицинской помощи гражданам Российской Федерации за рубежом (в том числе их медицинской эвакуации
в стране временного пребывания и из страны временного пребывания в Российскую Федерацию) и (или) репатриации тела (останков) в Российскую Федерацию.

Вносится Правительством Российской Федерации

Проект


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН


О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части добровольного страхования имущественных интересов граждан Российской Федерации, выезжающих за рубеж

Статья 1
В абзаце первом пункта 3 статьи 3 Закона Российской Федерации
от 27 ноября 1992 года № 4015-I "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 2, ст. 56; Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 1, ст. 4; 2003, № 50, ст. 4858; 2013, № 30, ст. 4067; 2014, № 30, ст. 4224) слова "и настоящим Законом" заменить словами ", настоящим Законом и иными федеральными законами".
Статья 2
Статью 14 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 34, ст. 4029; 2013, № 48, ст. 6165) изложить в следующей редакции:
"Статья 14. Оплата оказанной гражданину Российской Федерации, находящемуся за пределами Российской Федерации, медицинской помощи (включая медицинскую эвакуацию в стране временного пребывания и из страны временного пребывания в Российскую Федерацию) и (или) оплата репатриации его тела (останков) в Российскую Федерацию осуществляется согласно условиям, предусмотренным договором добровольного страхования (страховым полисом), действительным для получения медицинской помощи за пределами Российской Федерации и оплаты репатриации тела (останков) в Российскую Федерацию.
В случае отсутствия договора добровольного страхования (страхового полиса) расходы на оказание медицинской помощи (включая медицинскую эвакуацию в стране временного пребывания и из страны временного пребывания в Российскую Федерацию) за пределами территории Российской Федерации несет сам гражданин Российской Федерации или лица, заинтересованные в оказании медицинской помощи гражданину Российской Федерации за пределами Российской Федерации, в том числе лица, приглашающие гражданина Российской Федерации, а  расходы на репатриацию тела (останков) в Российскую Федерацию несут лица, заинтересованные в возвращении тела (останков) в Российскую Федерацию.
Положения частей первой и второй настоящей статьи не распространяются на граждан Российской Федерации, направляемых в служебную командировку за рубеж, если оплата оказанной им медицинской помощи осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Условия и порядок осуществления добровольного страхования определяются в правилах страхования, разрабатываемых страховщиком и (или) объединением страховщиков с учетом требований законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации.
Правила страхования должны предусматривать:
1) обязанность страховщика обеспечить оплату медицинской помощи в экстренной и неотложной форме, оказанной гражданину, названному в договоре добровольного страхования (далее - застрахованное лицо), в стране временного пребывания (включая медицинскую эвакуацию в стране временного пребывания и из страны временного пребывания в Российскую Федерацию) в связи с наступлением страхового случая, в том числе в связи с получением застрахованным лицом травмы, отравлением, внезапным острым заболеванием или обострением хронического заболевания застрахованного лица, и (или) репатриации тела (останков) в Российскую Федерацию;
2) исполнение страховщиком обязанности, указанной в подпункте 1 настоящей части, независимо от даты окончания действия договора добровольного страхования, если страховой случай наступил в период действия этого договора;
3) заключение договора добровольного страхования на срок не менее периода временного пребывания застрахованного лица за пределами Российской Федерации;
4) условие о вступлении договора добровольного страхования в силу после оплаты страхователем страховой премии, но не позднее даты пересечения застрахованным лицом Государственной границы Российской Федерации, за исключением случаев заключения указанного договора в пользу застрахованного лица, находящегося за пределами Российской Федерации;
5) установление страховой суммы в размере, определенном исходя из требований к размеру страховой суммы, предъявляемых в стране временного пребывания застрахованного лица, но не менее суммы, эквивалентной 2 миллионам рублей.
Страховщик вправе устанавливать в правилах страхования дополнительные события, с наступлением которых у него возникает обязанность произвести страховую выплату страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю или иным третьим лицам, а также вправе увеличивать установленную настоящей статьей минимальную страховую сумму по договору добровольного страхования.
В случае необходимости получения застрахованным лицом во время пребывания за пределами Российской Федерации медицинской помощи в экстренной или неотложной форме в связи с наступлением страхового случая, в том числе в связи с получением травмы, отравлением, внезапным острым заболеванием или обострением хронического заболевания, медицинской организации или врачу предъявляется договор добровольного страхования (страховой полис) на русском и английском языках или сообщается его номер, наименование страховщика и номер телефона, по которому следует обращаться при наступлении страхового случая.
Дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации оказывают содействие гражданам Российской Федерации в получении помощи по страховым случаям на территории иностранного государства в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.".
Статья 3
Внести в Федеральный закон от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 49, ст. 5491; 2003, № 2, ст. 167; 2007, № 7, ст. 833; 2012, № 19, ст. 2281) следующие изменения:
1) статью 9 дополнить частями следующего содержания:
"При реализации туристского продукта туроператор (турагент) вправе от имени и за счет страховщика заключить с туристом и (или) иным заказчиком в пользу туриста договор добровольного страхования в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и с учетом положений статьи 17 настоящего Федерального закона.
Туроператор обязан размещать информацию о страховщиках,
от имени и за счет которых туроператор (турагент) заключает договоры добровольного страхования в пользу туристов, на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".";
2) в статье 10:
а) дополнить новой частью пятой следующего содержания:
"Договор о реализации туристского продукта должен содержать сведения о заключении в пользу туриста (застрахованного лица) договора добровольного страхования, условиями которого предусмотрена обязанность страховщика обеспечить оплату медицинской помощи, оказанной туристу на территории страны временного пребывания в экстренной или неотложной форме в связи с наступлением страхового случая, в том числе в связи с получением травмы, отравлением, внезапным острым заболеванием или обострением хронического заболевания, включая его медицинскую эвакуацию в стране временного пребывания и из страны временного пребывания в страну постоянного проживания (далее - медицинская помощь в экстренной и неотложной форме в стране временного пребывания), и (или) репатриации тела (останков) туриста из страны временного пребывания в страну постоянного проживания (далее - репатриация тела (останков) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и страны временного пребывания, или об отсутствии договора добровольного страхования (страхового полиса).";
б) части пятую - восьмую считать соответственно частями шестой - девятой;
3) в части шестой статьи 14:
а) дополнить новыми абзацами четвертым и пятым следующего содержания:
"о необходимости самостоятельной оплаты медицинской помощи в экстренной и неотложной форме в стране временного пребывания, репатриации тела (останков) в случае отсутствия у туриста договора добровольного страхования (страхового полиса), о требованиях законодательства страны временного пребывания к условиям страхования в случае наличия таких требований;
об условиях договора добровольного страхования, страховщике, организациях, осуществляющих в соответствии с договором, заключенным со страховщиком, организацию оказания и оплаты медицинской помощи в экстренной и неотложной форме в стране временного пребывания, репатриации тела (останков), а также о порядке обращения туриста в связи со страховым случаем (о месте нахождения, номерах контактных телефонов страховщика и (или) иных организаций, в  которые туристу следует обратиться при наступлении страхового случая), если договор добровольного страхования заключается с туристом туроператором (турагентом) от имени и за счет страховщика;";
б) абзацы четвертый - десятый считать соответственно абзацами шестым - двенадцатым;
4) статью 17 изложить в следующей редакции:
"Статья 17.    Добровольное страхование имущественных интересов туристов

Договор добровольного страхования (страховой полис) обеспечивает оплату медицинской помощи в экстренной и неотложной форме в стране временного пребывания и (или) репатриации тела (останков).
Туроператор (турагент) обязан разъяснить туристу под личную подпись, что в случае отказа от заключения договора добровольного страхования расходы на оказание медицинской помощи в экстренной и неотложной форме в стране временного пребывания несет сам гражданин, а расходы на репатриацию тела (останков) несут лица, заинтересованные в возвращении тела (останков) в страну постоянного проживания.
Условия и порядок осуществления добровольного страхования определяются в правилах страхования, разрабатываемых страховщиком и (или) объединением страховщиков с учетом требований международных договоров Российской Федерации и законодательства Российской Федерации.
Правила страхования должны предусматривать:
обязанность страховщика обеспечить оплату медицинской помощи в экстренной и неотложной форме в стране временного пребывания
и (или) репатриации тела (останков);
исполнение страховщиком обязанности, указанной в абзаце первом настоящей части, независимо от даты окончания действия договора добровольного страхования, если страховой случай наступил в период действия этого договора страхования;
заключение договора добровольного страхования на срок не менее периода временного пребывания застрахованного лица за пределами страны постоянного проживания;
условие о вступлении договора добровольного страхования в силу после оплаты страхователем страховой премии, но не позднее даты пересечения застрахованным лицом государственной границы страны постоянного проживания;
установление страховой суммы в размере, определенном исходя из требований к размеру страховой суммы, предъявляемых в стране временного пребывания застрахованного лица, но не менее суммы, эквивалентной 2 миллионам рублей.
Страховщик вправе устанавливать в правилах страхования дополнительные события, с наступлением которых у него возникает обязанность произвести страховую выплату страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю или иным третьим лицам, а  также вправе увеличивать установленную настоящей статьей минимальную страховую сумму по договору добровольного страхования.
В случае необходимости получения застрахованным лицом медицинской помощи в экстренной или неотложной форме в стране временного пребывания медицинской организации или врачу предъявляется договор добровольного страхования (страховой полис) на русском и английском языках или сообщается его номер, наименование страховщика и номер телефона, по которому следует обращаться при наступлении страхового случая.".
Статья 4
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части добровольного страхования имущественных интересов граждан
Российской Федерации, выезжающих за рубеж"


Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений
в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части добровольного страхования имущественных интересов граждан Российской Федерации, выезжающих за рубеж" не потребует дополнительного финансирования за счет средств федерального бюджета, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.


22


Ошибка на сайте